евгения
Музыка в Вальдорфской системе воспитания
Вальдорфская школа
Об этой педагогической системе, возникшей в начале прошлого века под руководством немецкого педагога Рудольфа Штайнера, уже много лет не утихают споры. Одни считают, что эта система держит детей в оранжерейных условиях. И им будет трудно, когда они позже попадут в реальную жизнь. Другие, напротив, убеждены, что благодаря именно такому, лишённому насилия над личностью ребёнка, воспитанию, вырастают по настоящему свободные, гармонично развитые люди. Для нас, в рамках темы музыкального воспитания в семье, очевидно, что у этой системы воспитания многое можно позаимствовать. Что же именно?
Публикация «Музыка в Вальдорфской системе воспитания» размещена в разделах
Сначала эмоциональное воспитание — потом интеллектуальное.
Другими словами, музыка, разговаривающая на языке эмоций, становится важной основой раннего развития ребёнка. Причём в вальдорфских детских садах и школах не развивают специально ритм, слух, музыкальную память, но много поют и двигаются под музыку. Кроме того, все учителя, работающие в этом направлении, играют на том или ином музыкальном инструменте. Сами же простые инструменты (ударные, игрушечные, шумовые, как мы уже упоминали, лежат открыто и каждый ребёнок может на них поиграть.
Обучение без оценок и экзаменов.
Есть дети, у которых оценки и, особенно, экзамены вызывают негативное отношение к самому процессу обучения. В том числе, музыкального. Может быть, как раз отсутствие оценивающего фактора в вальдорфской системе способствуют важному преимуществу этой школы: школу, работающую по системе Штайнера, дети посещают охотно. В отличие от обычной, в которую они ходят без особого энтузиазма. Не исключено, что это феномен (обучение без оценок и экзаменов) мог бы распространиться и на вальдорфские музыкальные школы. Если бы такие появились.
Движение под музыку.
Это тоже находка Рудольфа Штайнера. Включается музыка самого различного характера, не обязательно танцевального, и дети, самостоятельно (или подражая родителям) двигаются под неё. Как правило, таким движениям детей учить не надо. Они придумывают их сами. Меняется характер музыки, меняются движения. Один из авторов наблюдал, как это происходит в рамках вальдорфского садика в Израиле.
Занятия происходили на улице, в летнее время. Участвовала группа детей — 10 мальчиков и девочек от 3 до 7 лет. Здесь же стояли, составляя игровое пространство по системе Штайнера, старые, выброшенные настоящие вещи: холодильник, небольшой автомобиль, газовая плита и др. Включается музыка, и воспитатель начинает двигаться в её ритме. К нему присоединяются дети. Не все, а только те, которые хотят подвигаться под музыку. Их большинство. Остальные продолжают играть, время от времени подключаясь к танцующим. Иногда дети подражают воспитателю. Иногда друг другу. Автор тоже принимал участие в танце. Создаётся удивительная, дружеская, непосредственная атмосфера общения. Атмосфера, которая, вообще, характерна для вальдорфской школы.
Такой принцип свободного движения под музыку, конечно же, вполне реально применить в домашних условиях.
Много праздников.
Это также специфика школы Штайнера, которую я рекомендую для каждой семьи. В вальдорфских школах и садиках постоянно что-то празднуется: начало и окончание сезона — весны, лета, зимы, осени. Отмечаются всевозможные национальные праздники. И особенно, ярко и весело — дни рождения. В программе — игры, песни, игра на музыкальных инструментах, вручение подарков, чтение стихов и многое другое. Подготовка к праздникам становится важной составной частью педагогического процесса.