Ломтев Степан Васильевич
Музыка как средство развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка как средство развития ребенка
Музыка играет важную роль в жизни нашего общества. Все стороны нашей жизни пропитаны звуками музыки : театр, телевидение, фильмы, праздники. Мы используем разные технические средства, чтобы наполнить свои повседневные дела музыкой : пробежка, поездка на машине и общественном транспорте, выполнение повседневных задач. Музыкой мы признаёмся в любви, музыкой общаемся с детьми и друзьями, музыкой выражаем радость и грусть и даже рассказываем другим о себе.
Публикация «Музыка как средство развития ребенка» размещена в разделах
Мы не всегда являемся пассивными слушателями: кто хотя бы раз не пел в душе или под гитару, кто не пытался сыграть что-то на фортепьяно или барабанах?
Действительно, наши первые встречи с музыкой начинаются глубоко в детстве, с первых маминых колыбельных, а с возрастом отношения с ней усложняются, появляется любимая и нелюбимая музыка, музыка, навевающая приятные и неприятные воспоминания, музыка для разной обстановки и настроения. То есть музыка – мелодия становится частью нас самих!
И как хочется организовать знакомство детей с музыкальным творчеством правильно, так чтобы оно заложило основу гармоничного развития ребенка. Чтобы дети как можно раньше начали разбираться в «модных» тенденциях и имели свою, независимую точку зрения на происходящее вокруг.
Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Показателем творческого развития является креативность.
Креативность — это способность ребенка видеть мир по-своему, находить новые подходы к решению проблем, исследовать неизведанные территории своего внутреннего мира. У каждого ребенка креативность проявляется в уникальных формах, отражая его внутренние таланты и способности.
Так, К. Тэкэкс выделил следующие признаки наличия творческого потенциала у детей: любопытство, отличная память и высокая концентрация внимания, одновременное отслеживание нескольких явлений, происходящих вокруг, умение определять причинно-следственные связи и делать выводы, наличие широкого словарного запаса и умение формулировать сложные синтаксические конструкции, упорство в достижение целей, а также «высокий порог отключения» при выполнении сложных задач.
Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс.
В настоящее время исследованием проблем креативности занимаются также Г. В. Ковалева, Н. Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н. А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л. Футлик.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
К важнейшим показателям креативности ребенка относятся :
· творческая активность, т. е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;
· самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;
· интеллект, «интеллектуальные способности»,
· «музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку;
· знания и навыки.
К факторам, способствующим становлению креативности детей можно отнести:
· информационный, позволяющий развивать интеллект;
· социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;
· эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.
Современный подход к образованию как явлению культуры позволяет говорить о культурном становлении личности в процессе освоения различных видов художественной деятельности в специально организованной среде (Р. М. Чумичева).
Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.
Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.
Наиболее общее понятие среды как педагогического средства приводится в работах Ю. С. Мануйлова, разработчика теории рядового подхода в воспитании. Он определяет среду «как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего, формируется образ жизни и что опосредует его развитие и усредняет личность». Из этого можно сделать вывод: среда предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Средовой подход обеспечивает создание единого по содержанию музыкально-эстетического пространства в жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ, семье и социуме.
Накопление знаний в педагогике о составляющих среды привело к пониманию необходимости выделения в среде зон, обладающих разнообразными возможностями.
Для ребенка дошкольного возраста, музыкальную среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон:
-среда дошкольного учреждения,
-среда семьи,
-среда социума.
В соответствии с этим в нашем детском саду мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.
1. Музыкально-образовательная среда ДОУ
Музыкальная предметно – развивающая среда в группах ДОУ организуется по трё м основным блокам:
· восприятие музыки;
· воспроизведение музыки;
· музыкально – творческая деятельность.
Каждый блок, в сою очередь предусматривает ориентацию на целостность определённого вида детской деятельности.
Оформление музыкальных мини - центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в группах старшего дошкольного возраста – дидактическую.
2. Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная дельность деятельность детей.
- совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);
- самостоятельная (аналогична самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ).
3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа, спектакли театра оперы и балета и т. п.).
Именно так, интегрируя музыкальную среду и средовой подход в нашем детском саду обеспечивается тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.
Как же музыкальная среда влияет на развитие креативности ребенка в нашем дошкольном учреждении?
Развитие творческой личности ребёнка – проблема, над которой постоянно работает весь коллектив нашего детского сада. Анализируя результаты своей работы по музыкальному воспитанию, я пришел к выводу, что необходимо использовать музыкальную среду для развития креативности у дошкольников.
Музыкальный руководитель в дошкольной образовательной организации должен строить свою работу под девизом: «Каждый ребенок талантлив!» и поэтому основной принцип работы с детьми – это раскрытие их творческих способностей. Конечно, нельзя всех сделать певцами или танцорами, но воспитать любовь к музыке, к культуре, дать основы музицирования и пения – профессиональная задача музыкального руководителя.
Музыкальные занятия в детском саду должны проводиться с учетом детской инициативы, поэтому это не только разучивание песен и танцев. Это расширение детского кругозора в области культуры, разговоры о театре, поэзии, живописи, балете, о различных профессиях творческой направленности и многое другое. Конечно, для дошкольного возраста такие направления в культуре сложны для понимания и здесь важно – правильно и интересно выстроить образовательный процесс. Поэтому в образовательной деятельности музыкальный руководитель должен использовать новые информационные технологии: партитуры, презентации, с учетом возрастных особенностей детей, а так же их предпочтений и вкусов; пользоваться наглядным материалом, музыкально-дидактическими играми на определенную тематику; создавать мини-фильмы с участием воспитанников, организовывать просмотр собственных выступлений и вместе с детьми их анализировать. Одним из эффективных направлений в работе музыкального руководителя является использование педагогической технологии – образовательные проекты.
В нашем ДОУ музыкальный зал оснащен техническими средствами : имеются синтезатор, 2 музыкальных центра, телевизор, проектор.
Музыкальные инструменты, игрушки, пособия, музыкально-дидактический материал хранится в зале, в специально отведенном месте. Собрана фонотека с детскими песнями, современной, народной и классической музыкой.
Одной из форм работы с детьми являются музыкальные занятия. Я придаю им огромное значение. Именно здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие музыкальных способностей детей всех возрастных групп, формируется музыкальная культура каждого ребёнка. Происходит это через следующие виды деятельности:
· восприятие,
· исполнительство,
· творчество
· музыкально- образовательную деятельность.
Очень важно, чтобы дети на музыкальном занятии чувствовали себя комфортно. Я стараюсь отношения с детьми строить на основе сотрудничества, уважения личности ребенка, предоставляя свободу развития в соответствии с его индивидуальными способностями. Знания и умения, приобретенные в процессе обучения, позволяют детям активно проявлять себя на праздниках развлечениях и в самостоятельной деятельности.
Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативе.
Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому музыкальная среда группы имеет большое значение для музыкального воспитания и развития его креативности.
Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий. В каждой группе создан музыкальный уголок, где размещаются музыкальные инструменты и дидактические игры.
Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе и в кружках музыкального творчества, организуемых мною. В совместной деятельности складываются доброжелательные отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Здесь мы не обучаем детей, а стараемся заинте-ресовать их в слушании знакомой музыки, высказываем свое отношение к ней, вовлекаем детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводим музыкальные разминки и традиции (утренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни и т. п.).
Музыкальный репертуар для слушания с детьми в свободное время мы подбираем совместно с воспитателями. Музыкальное сопровождение разных мероприятий, прослушивание музыкальных произведений, сказок и т. д. позволяют познакомить детей с разнообразными музыкальными произведениями доступными им по стилю.
Самостоятельная музыкальная творческая деятельность детей обладает наибольшим потенциалом развития креативности дошкольников.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством.
В нашей работе мы используем различные формы организации самостоятельной музыкальной деятельности. Одна из форм – это сюжетно- ролевая игра, когда дети выбирают тему под различные музыкальные задания («ищем таланты», «концерт», «музыкально-литературные викторины», «музыкальные занятия», «игра в оркестр», «игра в театр» и т. д., распределяют роли, и сюжет получает своё развитие.
Другая форма – игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте, или разучивает танцевальные движения.
Самостоятельная деятельность ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает и пение, и ритмические движения, и игру на музыкальных инструментах. Наблюдая за детьми можно заметить, как они ищут мелодии для своих забав и развлечений : маршировок, плясок, народных и дидактических игр, кукольных представлений, часто импровизируют свои мелодии. Воспитатель осторожно направляет самостоятельную музыкальную деятельность по желанию и по интересам детей, помогает каждому проявить себя, заинтересовать малоактивных детей.
Самостоятельная музыкальная деятельность воспитывает художественный вкус, увлеченность, творческое воображение, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству.
2. Музыкально-образовательная среда семьи
Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад - это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности нашей совместной работы с родителями зависит дальнейшее развитие ребенка.
Основная проблема во взаимодействии с семьей – недостаточное понимание родителями значения музыкального воспитания детей, поэтому я совместно с воспитателями нашего детского сада поставила перед собой следующие задачи:
· сформировать у родителей стойкое убеждение в важности и необходимости раннего музыкального развития ребенка;
· научить способам создания музыкальной среды, методам музыкального воспитания детей в семье;
· способствовать музыкальному просвещению родителей.
Свои самые первые уроки жизни ребенок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребенка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
В нашем детском саду ежегодно проводится анкетирование родителей с целью получения необходимых сведений об их музыкальной культуре (их музыкальные предпочтения, об их осведомленности о музыкальном развитии детей, их отношении к сотрудничеству с педагогами ДОУ.
С целью музыкального просвещения родителей мы организуем проведение родительских собраний (круглые столы, дней открытых дверей, индивидуальных консультаций, а также организацию обратной связи, анкетирование, информирование родителей через «Уголок для родителей», создание фотоальбомов «Моя семья», проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспитанию (подборки педагогической и психологической литературы).
Чтобы приобщить родителей к совместной музыкальной деятельности, мы с воспитателями проводим открытые музыкальные занятия для родителей, праздники и развлечения родителей с детьми, выставку работ ребенка и его родителей на тему «Рисуем музыку», лучший самодельный детский музыкальный инструмент.
Для родителей в нашем ДОУ мы разработали раздаточный материал следующего содержания:
«Приобщать ребёнка к музыке в домашних условиях можно и нужно с самого раннего возраста. Музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей.
Очень важно для развития ребенка, чтобы родители позаботились о создании музыкальной среды дома.
Музыкальная среда-это музыкальное окружение ребёнка, которое должно способствовать развитию его способностей, творческих и исполнительских проявлений для развития кругозора, эмоциональной отзывчивости.
Если мама просто напевает малышу, он уже приобщается к искусству, и тем самым она передаёт ему частицу вдохновения. Пойте с ребёнком вместе детские песенки -это принесёт ему радость, облагородит внутрисемейные отношения. Дети копируют взрослых. Поэтому ваше пение должно быть, по возможности, точным, выразительным, голос лёгкий, негромкий. Ребёнку будет удобно подпевать, если взрослый поёт не высоко, не низко. Постарайтесь сами почувствовать характер песни и передать это в пении (про барабан смело, про солнышко нежно,ребёнку обязательно передастся ваше эмоциональное состояние и он с удовольствием будет петь также.
Можно совместно взрослым и ребёнку подобрать к полюбившимся песням яркие картинки – тогда, просматривая их, ребёнок сам захочет петь эти песенки.
Очень важно, чтобы ребёнок дома слушал музыку. Она оказывает на ребё нка большое влияние: музыка может поднять настроение, или успокоить. В связи с этим, заботливым родителям стоит внимательно относиться к тому, какая музыка звучит у вас дома. Для прослушивания следует отбирать классическую, народную, детскую музыку, понятную по характеру ребёнку.
Музыка с явно выраженными ударными партиями не подходит ребёнку, она отрицательно действует на психику-это рок, транс, клубная музыка. Громко -не значит хорошо. Для детей это стресс.
Проконсультируйтесь с музыкальным руководителем в подборе музыки для своего ребёнка - и можете быть уверенными, что подобранная для вас музыка доставит ребёнку радость и эмоциональное наслаждение.
Обсуждайте прослушанные произведения, спросите, что чувствует ребёнок, слушая его, какую по характеру музыку он услышал, потанцуйте под неё (если музыка располагает к танцу)
Исполнительство.
Постарайтесь создать в семье такую обстановку, чтобы ребёнок мог сам музицировать – наигрывать простейшие мелодии. Сформировать начальные исполнительские навыки вам помогут детские музыкальные инструменты и музыкальные игрушки. На чём можно сыграть простую мелодию? На металлофоне, на игрушечном пианино, на ксилофоне. Другая группа инструментов – ударные: барабан, бубен, маракас, треугольник- помогут развить тембровый слух, чувство ритма. Не держите сломанные или расстроенные музыкальные инструменты дома –они пагубно влияют на слух ребёнка.
Хорошо сделать своими руками неозвученные пианино, балалайку, гитару –ребёнок, “играя” на них, сочиняет сам мелодию, фантазирует.
Много радости ребёнку приносят самодельные шумелки. Возьмите вместе с ним различные баночки, насыпьте в них крупу: в одну рис, в другую горох, в какую-то поменьше, в какую-то побольше, пусть ребёнок послушает, как звучит та ил иная баночка, выберет понравившееся звучание. Если постучать палочкой или карандашом по пластиковой баночке от сельди -получится игра на барабане. Все самоделки нужно красиво с ребёнком оформить -это будет способствовать развитию у ребёнка художественного вкуса.
Окружите ребёнка миром волшебных звуков пойте с ними, слушайте, играйте на инструментах, импровизируйте - и вы приблизите ребёнка к пониманию красоты в музыке, сделаете его духовно богаче, взаимоотношения светлее и радостнее.
У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны и деятельны, лучше, быстрее и полнее воспринимают всё новое!»
3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования.
Среда социума значительно отличается от среды ДОУ и семьи. Поэтому мы строго соблюдаем принцип целостности при организации этой среды. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения. В нашем ДОУ часто организуются концерты воспитанников музыкальной школы, спектакли кукольного и драматического театров и т. п.). Сотрудничаем с РЦВР Ковернинского Муниципального округа», со школами Ковернинского муниципального округа, с краеведческим музеем.
Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами, с людьми, заинтересованными в музыкальном просвещении детей. Этим отличается и эмоциональный фактор. Увлеченность профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать ее как мощный фактор стимулирования творческой активности детей. Использование возможностей социальной среды способствует личностному росту детей - развитию их музыкальности в целом, художественной и общей культуры, творческого воображения.
Таким образом, музыкальная среда как средство приобщения ребенка к музыкальной культуре и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.
При организации музыкальной среды я, как музыкальный руководитель беру на себя ведущую роль, выполняя различные педагогические функции:
· проводить диагностику среды и личностных качеств детей (музыкальность, креативность, эмпатийность);
· организовывать музыкально-образовательный процесс;
· консультировать воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания.
Для музыкального воспитания детей в нашем дошкольном учреждении правильно организованная музыкальная среда стала средством развития личности ребенка.
___
Список литературы
1. Новосёлова Л. В. – «Развивающая предметная среда», М. Просвещение, 1997 г.
2. Костина Э. П. – «Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста», М., Камертон г.
3. Костина Э. «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка» // «Дошкольное воспитание» № 11-12, 2006 г.
4. https://www.center-sozvezdie.ru/journal/muzyka-na-polzu-detskogo-razvitiya.html