Асадчая Татьяна
Музыка и развлечения в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечения — одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, а также обогатить музыкальными впечатлениями, пробудить творческую активность. В практике дошкольных учреждений встречаются разнообразные по тематике и форме развлечения, всегда организуемые взрослыми (музыкальный руководитель, воспитатели, родители и др.). Роли в них распределяются по-разному, одних случаях исполнителями бывают только взрослые, в других—дети дошкольного возраста одной или нескольких возрастных групп. Возможно и совместное участие взрослых и детей I Особенно ценными для музыкального развития являются развлечения, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры. Это прежде всего беседы-концерты по слушанию классической музыки, как детской, так и не предназначенной специально для детей. Так, если на занятиях дошкольники слушают отдельные пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского, то беседа-концерт «Детский альбом П. И. Чайковского» поможет закрепить впечатления и познакомить с новыми пьесами или всем циклом.
Публикация «Музыка и развлечения в ДОО» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Если на занятиях дети слушают небольшие фрагменты из произведений А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, М. И. Глинки и других композиторов, то при проведении беседы-концерта можно взять более крупные отрывки. Беседа-концерт, посвященная творчеству одного из композиторов, расширяет, обогащает, углубляет впечатления детей.
Роль и место музыки в развлечениях неодинаковы. Если в концертах она является ведущей, то в театральных представлениях и спектаклях музыка вводится для углубления их эмоционального воздействия на детей, в определенной мере выполняя роль музыкального оформления.
Развлечения, подготовленные и исполняемые взрослыми, должны обогащать детей яркими, красочными впечатлениями. Эпизодически малыши могут включаться в действие, это активизирует их восприятие, внимание, воображение. Ребенок начинает чувствовать себя участником происходящего и увлеченно, с удовольствием сопереживает артистам, персонажам сказок, спектаклей.
Так, интересно в этом отношении развлечение, посвященное творчеству композитора В. Я. Шаинского, в котором участвуют взрослый-ведущий и школьники (автор сценария Э. Фомина). Дети с радостью встречают своих любимых героев из песен композитора — Чебурашку, крокодила Гену, Антошку — не удовольствием вместе с ними напевают знакомые забавные мелодии. Особенно веселят их танец-импровизация в исполнении Чебурашки и крокодила Гены и инсценировка песни «Антошка». Прекрасно вписываются в программу развлечения песни «Игра», «Дважды два — четыре» и «Улыбка», звучащие в грамзаписи. Оформление зала игрушками-персонажами из песен В. Я. Шаинского и рисунками самих детей на эту же тему делает развлечение особенно увлекательным и оригинальным.
Когда в развлечениях совместно участвуют взрослые и дети, роли распределяются в зависимости от сложности. Популярны среди такого рода развлечений дни рождения детей. Например, в одном из них—«День рождения Маши» (музыка Е. Тиличеевой. автор сценария Н. Колмаковская) — сложную роль ведущего берет на себя воспитатель, а дети поздравляют Машеньку: поют ей песни, выразительно рассказывают стихотворения, водят хороводы, задорно танцуют «Польку» и «Приглашение».
Замысел развлечения может возникнуть и у детей. Источником его обычно бывают экскурсии, услышанные сказки, радиопередачи, увиденные диафильмы и т. д. Взрослые должны поддержать этот замысел, помочь его воплотить, придать ему интересную форму. Так, яркая по образам белорусская народная песня «Всем, Надюша, расскажи» привлекает внимание детей, и они с увлечением ее инсценируют: «бабуси», «дедуси», «подружки», «ребята» и «козлята» соревнуются друг с другом, выбирая наиболее выразительные движения для передачи образов. Здесь роль воспитателя состоит в том, что он разучивает с детьми песни, подбирает характерные элементы костюмов, уточняет движения пляски и, наконец, организует показ этого «концертного» номера зрителям (младшим дошкольникам, родителям).
В «Зимней сказке» (музыка Е. Туманян, автор сценария А. Шибицкая) дети могут действовать абсолютно самостоятельно, выполняя все роли: ведущего, зайцев, лисы, волков, медведя и детей3.
Во время подготовки воспитатель и музыкальный руководитель помогают ребятам разучить музыкальный и литературный материал, чтобы они свободно имитировали движения зверей, катание на коньках, лыжах, легко и задорно танцевали польку. Разучивать инсценировку можно и на музыкальных занятиях, и в повседневной жизни. Сказку показывают зрителям сначала в развлечении, а затем — и на новогоднем празднике.
К организации развлечений предъявляются следующие требования:
— разнообразие содержания для накапливания дошкольниками музыкального опыта, обогащения музыкальными впечатлениями;
— художественные достоинства материала и качество его исполнения как взрослыми, так и детьми; | — занимательность содержания, новизна его элементов;
—доступность музыкального и литературного репертуара и разнообразные формы его проведения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития;
— направленность на развитие активности, воображения и инициативы детей;
—соблюдение определенной продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида (от 10—15 и до 30—40 минут).
К развлечениям нужно предварительно готовиться. Вначале выбрать тему, затем наполнить ее соответствующим содержанием и расположить материал в определенной последовательности сточным указанием всех участников. Следует продумать и оформление развлечения : декорации, костюмы, атрибуты, музыкальное сопровождение, которые особенно важны в театрализованных спектаклях и представлениях.
Зрелищные развлечения, например постановка сказок, спектаклей, требуют длительного времени на. их подготовку. Педагог должен создать спокойную творческую обстановку, без гонки, без муштры, не приспосабливая выступление «к дате». В программу концертов, исполнителями которых являются дети, следует включать их любимые и хорошо разученные номера, тогда каждый ребенок испытает радость от участия в развлечении.
Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, требующие и не требующие подготовки, а также включать несложные спортивные развлечения и аттракционы, которые доставляют ребятам радость и развивают их физические качества (ловкость, быстроту, выносливость, а также находчивость, смелость, волевые качества.
Для накопления музыкальных впечатлений можно использовать в развлечениях радио- и телепередачи, близкие и понятные детям, познавательные и увлекательные для них. Ребенок внимательно и с интересом слушает сказку по радио, но без зрительного подкрепления порой трудно вникнуть в ее содержание, глубоко прочувствовать ее образы; поэтому взрослый, педагог должны создать определенный настрой.
Необходимо учитывать и то обстоятельство, что дошкольники не могут критически оценить эти передачи, точно так же как и театрализованные спектакли, представления; поэтому ответственность за эстетическое, нравственное воспитание детей ложится на взрослых, которые должны помочь им правильно понять увиденное и услышанное, позаботиться о формировании эстетического вкуса.
Итак, развлечения—особая форма организации воспитательного воздействия на дошкольника. Они обогащают детей положительными эмоциями, расширяют представления об окружающем мире, приобщают к прекрасному средствами музыки, художественного слова, танца и изобразительного искусства. Развлечения дают возможность проявиться самостоятельной художественной деятельности ребенка, формируют его творческую активность.