Ева Хасанова
Музицирование как музыкально-творческая деятельность в мире детства
▼ Скачать + Заказать документы
Музицирование – это общение музыкальными средствами
«Цветы, музыка и дети – составляют
лучшее украшение жизни»
П. И. Чайковский
Слово «музицирование» (нем. проис. заниматься музыкой) – исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала; в более широком понимании – вообще игра на музыкальных инструментах.
Публикация «Музицирование как музыкально-творческая деятельность в мире детства» размещена в разделах
В современной музыкальной литературе музицирование как понятие существует, но официальным термином не является и как деятельность не учитывается, потому что под музицированием подразумевается определённая, не имеющая особого значения, форма проведения за роялем, в кругу друзей, в музицировании «для себя».
Однако на протяжении всей истории развития музыки, музицирование оценивалось как высшая форма музыкальной деятельности. На основе музицированияодные существовали народные музыкальные традиции, в среде интеллигенции – музыкальные салоны, домашнее музицирование и д. И. Стравинский предлагал обучать детей музыке вне условий традиционных форм классных уроков, а в характере музыкального салона, т. е. – музицирования.
Музицирование – это общение музыкальными средствами.
На каждом возрастном этапе музицирование проявляется так :
- до 9 месяцев – в форме привыкания к звукам;
- с 9 месяцев до 3 лет – в форме организации совместной деятельности ребёнка с родителем;
- с 3-7 лет – в форме игры с другими детьми и взрослыми;
- младший школьный возраст – в форме учебной деятельности, где учитель музицирует со школьниками;
- подростковый период – в форме коллективного музицирования.
Основным действием в музицировании выступает искусство импровизации.
«Элементарное музицирование» как система воспитания и обучения детей музыке является синтезом музыкально-педагогических систем выдающихся музыкантов-педагогов разных стран : З. Кодаи, Б. Бартока, К. Орфа, Г. Кеетман, В. Келлера, Ж. Далькроза. В основе их концепции лежит принцип коллективного музицирования. Музыка в этой системе представлена скорее не как цель, а как средство развития у ребёнка не только музыкальных, но и общих способностей. В то же время дети научаться свободно читать и петь по нотам, играть на многих музыкальных инструментах в импровизационной форме, участвовать в различных ансамблях, оркестрах, петь соло и в хоре. Все эти занятия напоминают больше весёлую игру, но внутри её постепенно созревают основные музыкальные способности.
Творческое мышление – важный компонент в музыкальной деятельности.
Такая форма общения с музыкой вызывает у ребёнка положительные эмоции, желание сопереживать, выражать своё отношение к музыкальным произведениям.
Игра на музыкальных инструментах открывает детям мир звуков, красоту звучания различных инструментов, улучшается качество пения, музыкально-ритмические движения. Знакомство с музыкальными инструментами должно происходить в игровой форме: «Волшебная дверка», «Чудо оркестр», «Инструментальная фантазия», «Я – музыкант»…
В дошкольном учреждении ребёнок знакомиться с миром музыки и важно, чтобы это процесс проходил радостно и интересно.