Светлана Гашко
Музейная педагогика в детском саду. Методика работы с картинами
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня хочу поделиться с вами опытом работы в такой интересной, разнообразной и объёмной области педагогического воздействия, как музейная педагогика. Одна из форм работы в данной теме - знакомство с картиной, выбранной в соответствии с темой недели, сезоном или календарными праздниками. Например, к Новому году, детей можно познакомить с картиной Александра Гуляева «Новый год».
к пасхальной неделе - И. Каверзнева
«Светлая Пасха»
и так далее.
Публикация «Музейная педагогика в детском саду, Методика работы с картинами» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Перед тем, как познакомить детей с картиной, воспитателю необходимо изучить её, определить, о чем произведение, устанавить связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решить, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения подбирает слова, необходимые для рассказывания.
Рассматривание картины может сопровождаться соответствующими настроению, названию, теме музыкальными произведениями.
Для того, чтобы заинтересовать детей, мотивировать на работу с картиной, можно: - загадать загадки о людях, животных или предметах, изображенных на картине;
- показать часть картины;
- прослушать музыку, близкую по настроению с сюжетом картины;
- прочесть «Песню о картинах» Григория Гладкова.
Игры с картинами:
1. «К нам пришёл волшебник «Я ВИЖУ», «Я СЛУШАЮ», «Я ОЩУЩАЮ ЗАПАХ»
Описание: воспитатель предлагает «войти» в картину и прислушаться (приглядеться, принюхаться, какие звуки (выдуманные детали, ароматы) там можно услышать (увидеть, почувствовать) и обозначить их словами.
2. «Из чего состоит натюрморт»
Описание: среди разнообразных картинок детям нужно отобрать только те, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта).
3. «Найдите…»
Описание: Игра на нахождение элемента, предмета, возможно не существующего (например: в натюрморте – найти божью коровку)
4. «Рассказ о герое»
Беседа-рассуждение:
-Давайте порассуждаем, каким герой картины был в детстве?
-Каким он вырастет?
-Что он любит делать?
- Каким был сад, где выросли цветы (фрукты) этого натюрморта? И так далее.
5. «Художественный салон».
Дети рассматривают выставленные репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. Картина продаётся в том случае, если ребенок сумел правильно рассказать, как называется произведение, для чего он его хочет приобрести (в подарок маме, на день рождения друга, для украшения комнаты, а так же ответить на вопросы: «О чём рассказывается в произведении? Какое настроение в нём передано? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?»
6. «Выставка картин».
Воспитатель поручает двум детям из репродукций, отличающихся по жанру, оформить выставки. Дети отвечают на вопросы: почему эти произведения расположены таким образом? Какое произведение понравилось и почему?
7. «Найди ошибку».
Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своём произведении художник,, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям даётся установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.
8. «Какое время суток?»
Рассмотреть различные репродукции картин, определив, какое время суток изобразил художник. Подчеркнуть значение цвета в произведении.
9. Дети с увлечением принимают игровые элементы: «К какому из портретов подходит эта музыка?», «Придумай название картине»,
Рефлексия (получение обратной связи от детей, выявление того, как они усвоили, поняли, приняли материал):
- Разрезная репродукция картины – за правильный ответ переворачивается часть репродукции.
- Маленькая репродукция каждому ребёнку, для того, чтобы он смог показать и рассказать о ней родителям: «Что ты расскажешь маме?»
- Кроссворд: (пример по картине Шишкина И. И. «Утро в сосновом лесу»):
- как называется огромное дерево? (могучее)
- как называется лес, в котором растут сосны? (бор)
- какой главный цвет в лесу? (зелёный)
- часть суток, которую художник изобразил на картине? (утро)
- кто пишет картины? Как называют человека? (художник)
- как называют маму медвежат? (медведица)
- какие деревья изображены на картине? (сосны)
Вопросы:
-«У вас появилась любимая картина? назовите её.» (дети обсуждают наиболее понравившиеся картины)
- «А вот если бы вы были художниками, то какой осенний (зимний и т. д.) пейзаж изобразили бы? Какие использовали бы краски? Нарисуйте осень (зиму и т. д.)»
Возвращение к картине:
-Включение произведения в другие НОД
- Создание альбомов (по жанрам, по временам года)
- Игры с картинами.
Удачи в работе!