Токбаева Дана Муаедовна
Мультимедийное игровое пособие по формированию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Вовкины познания 2»
Пояснительная записка
В современном мире всестороннее развитие детей дошкольного возраста невозможно без использования новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Для повышения качества педагогического процесса, учитывая возрастные особенности детей, используются такие электронные образовательные ресурсы, как: интерактивные мультимедийные пособия, презентационные материалы, компьютерные игры.
Публикация «Мультимедийное игровое пособие по формированию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Мультимедийное игровое пособие «Вовкины познания 2» можно считать инновационным средством для формирования у детей первичных интеллектуальных представлений и может применяться педагогами в сочетании с другими учебно-методическими комплектами.
Пособие разработано в компьютерной программе Microsoft PowerPoint 2010, просмотр в версиях 2007-2010года.
Цель: формирование интеллектуальных способностей и математических представлений у дошкольников 5-7 лет.
Данное электронное пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС ДО и предназначено для детей среднего дошкольного возраста. Может быть использовано педагогами ДОО в рамках непосредственно образовательной деятельности, руководителями кружков интеллектуальной направленности, родителями, а также для самостоятельной деятельности воспитанников.
Этот электронный образовательный ресурс (ЭОР) может быть использован как целое занятие или его часть на этапе диагностики, введения нового материала, закрепления материала.
Задания пособия составлены на основе материалов, взятых из различных методических пособий «Игралочка» авторов Л. Г. Петерсон и Е. Е. Кочемасовой…. и ориентированы на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.
Электронное методическое пособие «Вовкины познания»
охватывает следующее:
Общие понятия
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Натуральное число как результат счёта. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Числа и операции над ними
Прямой и обратный счёт в пределах 10. Порядковый и ритмический счёт. Образование следующего числа путём прибавления единицы.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на., меньше на.) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Пространственно-временные представления.
Пространственно-временные представления
Примеры отношений: к – от, слева-справа-посередине, спереди-сзади, сверху-снизу и др.
Геометрические фигуры и величины
Составление фигур из частей и деление фигур на части.
Оборудование:
компьютер или ноутбук;
компьютерная мышь;
мультимедийный проектор;
экран или интерактивная доска
колонки.
Форма работы : фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Возрастные рекомендации : для детей старшего дошкольного возраста.
Интегрируемые образовательные области:
- «Познавательное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Физическое развитие».
- «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
Закреплятьформирование представлений счета и сравнения. Побуждать детей излагать свои мысли, используя прилагательные и числительные.
Развивать способности ориентироваться в пространстве.
Развивать познавательную активность, связную речь, логическое мышление, воображение.
Развивать способность логически рассуждать, обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, находить скрытые для непосредственного восприятия интеллектуальные и математические взаимосвязи и взаимозависимости.
Формировать у детей логические приемы умственных действий: анализа, синтеза, классификации, систематизации, абстрагирования.
Создавать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия от совместной деятельности со сверстниками и взрослым;
Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Воспитывать любознательность.
Методические рекомендации:
В пособии используется макрос DragAndDrop (в переводе с англ. –«Тащить»и «Опустить»). С помощью этого макроса можно переместить объекты с одного места в другое с помощью компьютерной мышки. Например, собрать фигуры одной формы в одну вазу, а разной в другую, переместить нужную фигуру (или цифру) на свое место и т. д.
Каждый слайд содержит задание. Выбор правильных ответов в каждом задании игры осуществляется нажатием на предметные картинки. Правильные и неправильные ответы сопровождаются анимацией.
Пособие не подразумевает, что дети должны сразу выполнить все имеющиеся в мультимедийном пособии задания. Задания можно разделить на несколько этапов выполнения и использовать в серии НОД. При использовании пособия необходимо уделять внимание на то, чтобы дети развивали способности выделять причинно-следственные связи и объясняли свой ответ. Ответы детей должны быть полными.
При использовании пособия необходимо учитывать нормы СанПин: непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Между выполнением заданий целесообразно проводить физкультминутки (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика). Важно не ограничиваться только выполнением интерактивных заданий, а сочетать применение ЭОР с печатными дидактическими материалами (карточки - цифры - знаки).
Инструкция:
Презентация из 21 слайдов.
Игровое пособие состоит из титульного листа, меню, игровых слайдов. Смена слайдов происходит щелчком мыши по стрелкам.
Управляющие кнопки:
Кнопка в меню для выбора слайдов;
Стрелка в нижнем левом углу – переход к следующему
слайду;
Домик в правом нижнем углу – возвращение текущего слайда в меню;
Возвращение на титульный лист пособия;
Звёздочка - завершение показа слайдов;
Дополнительная инструкция для взрослого.
Backspace – клавиша на клавиатуре компьютера, которая помогает вернуться в предыдущий слайд.
Esc – клавиша в левом верхнем углу клавиатуры, которая помогает выйти из полноэкранного режима.
1слайд: титульный лист пособия. Переход к следующему слайду происходит щелчком «мыши» по стрелке.
2 слайд: меню. Выбор слайда происходит щелчком «мыши» по кнопкам.
3 слайд: «Помоги Вовке выбрать заплатку для ковра».
Перед началом игры ребенку говорят, что перед тобой расположен коврик, а также кусочки материи, которые можно использовать для того, чтобы залатать имеющуюся на коврике дырку.
Для того чтобы решить задачу, необходимо подобрать такой лоскуток, который более всего подходит и по форме и по рисунку к коврику.
Цель: развитие произвольной зрительной памяти и восприятия.
4 слайд: «Козлёнок, который умел считать до десяти».
Предварительная работа. Чтение сказки А. Прейсена «Про козлёнка, который умел считать до десяти».
Цель: упражнять в счёте до 10, в отсчитывании предметов. Прививать интерес к книгам. Развивать способность принимать на себя роль сказочного героя. Вовлекать в коллективную деятельность.
5 слайд: "Найди закономерность и продолжи ряд".
Это задание развивает логическое мышление у детей.
Цель: формировать умение детей находить закономерность расположения фигур и продолжать её.
6 слайд: игра «Помоги Вовке».
Цель: закрепление пространственных понятий лево-право, употребление предлогов к и от, формирование умения логически мыслить и правильно формулировать вопрос по сюжету. Развитие внимания.
7 слайд: игра «Скатерть самобранка».
По предложению воспитателя дети рассматривают картинку и отвечают на вопросы о расположении угощений, одновременно кликая на курсор.
Цель: формировать навык ориентировки на плоскости.
8 слайд: «Что перепутал художник».
Обратить внимание на солнце, дым. Солнце находится на заднем плане, значит, тени должны падать только вперед. Дым от дома и корабля стелется, от дуновения ветра, в одном направлении значит, и флажок должен быть повернут в том же направлении.
Цель:развитие внимания и логического мышления. Формирование умение рассуждать и доказывать свою точку зрения.
9 слайд: игра «Какую конструкцию не может собрать Вовка?»
Ребёнок рассматривает все конструкции, если затрудняется с ответом, совместно пробуем собрать такие же фигуры из конструктора. Во время конструирования, ребенок определяет, какая конструкция не может быть устойчива.
Цель: развитие логического мышления, формирование способности видеть проекции в конструктивной деятельности.
10 слайд: игра «Найди лишнюю фигуру».
Цель: развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других, охарактеризовав ее.
11 слайд: игра «Полукруг».
Ребёнок путём нажатия на фигуры находит полукруг. Акцентировать внимание детей на головке сыра (подвести к пониманию того, что если головку разрезать пополам, то получится два полукруга).
Цель: формирование способности видеть полукруг в окружающих предметах, умение преобразовывать круг в полукруг.
12слайд – 15 слайд: Арифметические задачки.
Цель: формирование и закрепление умений составлять и решать арифметические задачи; расширение и активизация словарного запаса детей, умения высказывать собственные суждения. Развитие внимания, памяти, логического мышления.
13 слайд: Арифметическая задачка.
14 слайд: арифметическая задачка.
15 слайд: арифметическая задачка.
16 – 19 слайд: игра «Что пропало?»
Рассмотрев слайд, педагог просит запомнить, на какой ступени кто находится. На следующих слайдах исчезают ступеньки с животными.
Цель: развитие внимания, кратковременной и долговременной памяти.