Екатерина
Консультация «Мультфильмы запретить нельзя разрешить»
▼ Скачать + Заказать документы
Не так давно главными занятиями дошкольников были игры, рисование, лепка, прослушивание сказок. Конечно, дети смотрели и мультфильмы, но среднее время просмотра составляло в среднем 3-5 часов в неделю, т. е. те самые 30 минут в день, официально разрешенные дошкольникам Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Мультфильмы были для ребенка долгожданной радостью, иногда даже значимым событием.
Публикация «Консультация „Мультфильмы запретить нельзя разрешить“» размещена в разделах
Мультипликационные фильмы не случайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Еще в 70-е годы XX столетия психологи установили, что модели поведения, которые демонстрируют герои экрана, имеют огромную привлекательность. Особенно для молодых зрителей с неустойчивой психикой и еще не сформированной системой ценностей. Сравнивая себя с любимыми героями, ребенок учится справляться со своими страхами, позитивно воспринимать себя, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют ребенку повышать знания об окружающем мире, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Воздействуя на детскую фантазию, мультфильмы дают примеры для подражания. И они более действенны, чем наставления и убеждения родителей.
Мультфильм может быть поучительным и добрым, но, если художники переборщили с яркими красками – он будет вреден для детской психики. Яркие цвета в большом количестве, а также цвета, совершенно не сочетающиеся друг с другом оказывают негативное влияние мультфильмов на психику детей – они становятся агрессивными, чрезмерно возбужденными. Уместны мультфильмы с простыми сюжетами, связанные с семейным укладом (включая его нарушение). Важны реалистичность действий. Образ героя не должен быть перегружен деталями. В качестве характерных примеров произведений для детей младшего дошкольного возраста могут быть сказки В. Сутеева («Снеговик-почтовик», «Грибок - теремок», «Два веселых гуся» и пр., сказки Козлова («Как Львенок и черепаха пели песню») К. Чуковского («Муха-цокотуха»).
Чем старше ребенок, тем особую значимость приобретает сфера общения со сверстниками. Старшим дошкольникам очень важно ощущать уважение и признание. Спектр эмоциональных переживаний персонажей расширяется, выходит за пределы ситуативных впечатлений в область личного опыта ребенка. Участником событий становится герой и его умение взаимодействовать с окружающими. Важно, чтобы главный герой воплощал наиболее эффективные и конструктивные способы разрешения конфликтов. Для детей этого возраста интересны мультфильмы : «Высокая горка» по мотивам рассказа В. Бианки, «Гуси-лебеди», «Дядя Степа», «Живая игрушка», «Зайка-зазнайка» (пьеса С. Михалкова, «Бюро находок», «Маша и волшебное варенье», «Малыш и Карлсон», «Каникулы в Простоквашино», «Снежная королева».
Но совсем по-другому складывается ситуациями с мультфильмами в настоящее время. Педагог - психолог Заложнова Т. А. в своё м исследовании попыталась выяснить: как содержание просмотренных мультфильмов отражается в игре. После просмотра некоторых мультфильмов детям предложили «поиграть в мультфильм или героя». В ответ на это предложение дошкольники часто теряются, не могут воспроизвести ни сюжетную линию, ни понравившегося героя. В игре они отражали лишь чисто внешние характеристики — движения, перемещения, типичные возгласы, а также много манипуляторных движений игрушкой в разные стороны. Игра девочек с куклами Винкс состояла преимущественно из хлопанья крылышками, перемещения кукол в пространстве, их переодевания. Даже дети старше 5-6 лет часто не могут ответить на простые вопросы: о чем был мультфильм? Кто главный герой? Какой он?
Показательно, что, получая в подарок игрушку — героя или персонажа мультфильма, ребенок вообще не знает, как в него играть. Испытывая счастливый момент обладания желанным кумиром, он с гордостью показывает игрушку друзьям и быстро теряет к ней интерес. Неиграющие дети вообще растут эмоционально и социально неполноценными. Они, как правило, не разборчивы в общении, лишены самостоятельности, безвольны. И многие подростковые проблемы — из детства, лишенного игры. Это полное отчаяние от того, что некуда себя деть, ощущение внутренней пустоты, которую нечем заполнить…
Ученые утверждают, что за последние пять лет коммуникативные способности детей значительно ухудшились. И виной тому - смартфоны, перед экраном которого дети проводят слишком много времени самостоятельно, и, зачастую, герои мультфильмов являются их главными собеседником. В результате, подрастающее поколение не умеет нормально объединять слова в предложения, правильно строить фразы и находить нужные слова, чтобы выразить свою мысль. Например, на сегодняшний день в Великобритании около 20% пятилетних детей демонстрируют неумение нормально говорить. В некоторых районах страны половина детей, приходящих в школу, не могут связывать слова. Их словарь столь же ограничен, как и у иностранцев, которые только начали изучать язык. Они не способны понимать то, что им говорят учителя.
Исследование, которое так же выявило снижение способности детей к коммуникации, было проведено Государственным обществом грамотности совместно с Национальной ассоциацией учителей, и его результаты были донесены до общественности рядом публикаций, в которых особенно подчеркивалась роль родителей в развитии навыков устной речи у детей. "В современном мире телевидения и компьютеров дети все меньше становятся способны слушать и слышать друг друга, слушать родителей и нормально говорить сами, - говорит директор Государственного общества грамотности Тейл Мак Клеланд. - Учитывая такую тенденцию, родители должны разговаривать со своими детьми как можно больше, причем с самого раннего возраста". "Наиболее активное развитие мозга ребенка происходит в течение первых двух лет жизни, поэтому детям в этом возрасте просто необходима качественная лингвистическая среда - не меньше, чем полноценное питание", - добавляет ученый. "Все уткнулись в свои гаджеты, происходит отдаление ребенка от общества, он изолируется в своем сознании. Мы обязаны научить наших детей общаться, думать и творить. Новая школа – это не только новое здание, хотя и это очень важно. Новая школа – это, прежде всего, современный учитель, который учит не только своему предмету, но и учит ученика думать," - сказал Шамаев. Директор Республиканского лицея.
Но неужели все так плохо? С нашей точки зрения — это лишь одна сторона медали.
Очень важно общаться с ребенком как во время, так и после просмотра мультфильмов. Именно в момент обсуждения у детей возникают эмоции, связанные с конкретными действиями, эмоциональная окрашенность знакомых ситуаций, во много раз возрастает эффективность и, главное, потребность в коммуникации. Наиболее актуальным этот вопрос является в работе с детьми логопедических групп, с речевым заключением «Общее недоразвитие речи» (ОНР). Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Е. М. Мастюкова и др. отмечали, что психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает их речевое развитие. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.
Нарушения восприятия, внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность.
Р. Е. Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения ОНР.
• Несформированность восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к дезадаптации детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста.
• Наличие вторичных отклонений в ведущих психических процессах создают дополнительные трудности в восприятии учебного материала.
• Личностные особенности детей с общим недоразвитием речи отражаются на их способности воспринимать учебный материал. Педагоги постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным детям, подбирать новые формы работы с целью повышения мотивации к речевой и учебной деятельности, усвоения детьми норм общения в коллективе, без чего невозможно полноценное обучение и воспитание.
В поисках новых форм работы с детьми ограниченных в здоровье есть возможность использовать такой прием, как дублирование мультфильмов. Цель этого приема: коррекция звукопроизношения на этапе автоматизации в самостоятельной речи. Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.
Звуковое оформление, или «озвучивание», как оказалось, самый интересный для детей вид работы. Здесь дети проявляют свои актерские способности: выразительно читают авторский текст, придумывают шумовые эффекты. При проговаривании диалогов за героев мультфильма формируется грамматический строй речи, интонационная выразительность, произносительная сторона речи, а также навык самоконтроля за речью.
В основе данной формы работы лежит такой метод как драматизация. Дети вместе со взрослым воспроизводят эпизоды произведения, повторяя фразы и диалоги героев, передают их характер через мимику, жесты, интонацию. А при дублировании мультфильма многое зависит от того как ты увидел, как понял персонаж.
Необходимо отметить ряд важных достоинств озвучивания мультфильмов :
- удобный способ тренировки слухового восприятия языка;
- быстрое запоминание сложных, незнакомых слов;
- легкое усвоение материала благодаря ассоциациям с любимыми героями.
Занятия дублированием мультфильмов помогают увидеть привычное по-новому, понять красоту окружающего мира и человеческих отношений. Безусловно, мультфильмы необходимо подбирать с учетом возраста детей. В младшем дошкольном возрасте важны общий позитивный настрой мультфильма.
Теперь, когда есть ощутимые, значимые для детей результаты их труда, они наперебой интересуются, каким будет новый мультик, возможно предложить уже не свою инициативу, а право выбора оставить за детьми. Ребята с потребностью увидеть в окружающем мире что-то очень интересное, предлагают все новые и новые проблемные ситуации, в которые попадают их герои, а главное – варианты путей решения этих проблем. И все это на высоком эмоциональном подъеме и в доброжелательной обстановке. Готовые продукты по дублированию мультфильмов можно и демонстрировать другим группам дошкольного учреждения, где воспитатели проводят свою работу по познавательному, речевому развитию и нравственному воспитанию детей, а также презентовать родителям.
В настоящее время создана подборка DVD-дисков, разработаны требования к отбору мультипликационных лент и система работы, реализуемая непосредственно на логопедических занятиях, во время коррекционного часа во второй половине дня (один раз в неделю) с участием воспитателя, на психокоррекционных подгрупповых занятиях педагога-психолога ДОУ, в качестве домашних заданий для выполнения совместно с родителями воспитанников старшей логопедической группы.
Невосполнима и роль родителей при использовании средств отечественной мультипликации в логопедической работе, которая оказывает положительное влияние на речевую деятельность дошкольников. Здесь правильно организованная работа позволяет детям приобщаются к художественной речи, запоминать образные слова и словосочетания, уметь владеть живым родным языком. Они начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта, на предложенный сюжет – более грамотно, последовательно, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. происходит развитие их речевых умений и связной речи в целом и безусловно, развивается сюжет детских игр.
«Мультфильмы разрешить нельзя запретить» - где поставить запятую, конечно решать вам. Однако в грамотных руках мультипликация – это еще один инструмент для развития речи детей, игровой, коммуникативной деятельности, нравственных качеств, а значит, возможность для развития духовно здоровой личности. Ведь бесценным богатством современного общества является здоровое поколение, способное в полной мере воплотить в жизнь все задачи в своей жизни в полной мере. И особенно, чтобы каждый взрослый осознавал свою причастность к развитию и воспитанию детей.