Архарова Олеся
Мотивационно-волевая сфера младших школьников как фактор успешности обучения по новым образовательным стандартам
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема успешности детей младшей школы постоянно находится в центре внимания ученых и школьных педагогов. В настоящее время ее особая актуальность связана с введением новых Федеральных образовательных стандартов, согласно которым важнейшие задачи общеобразовательной школы состоят в раскрытии способностей каждого ученика, обеспечении саморазвития и самосовершенствования школьников, формировании и развитии их умений учиться, воспитании в каждом ребенке личности, адаптированной к жизни в современном мире.
Темочки:
Первый цикл обучения в начальной школе по новым стандартам завершается в этом году. Это означает, что наступило время оценить, насколько требования новых стандартов соответствуют возможностям школьника, и каковы изменения в личности ребенка, произошедшие на этапе начального обучения. Иными словами – какова успешность обучения младших школьников по новым образовательным стандартам.
Для школьника главный успех заключается в его достижениях в учебном процессе, и признании их со стороны других – учителей, родителей, сверстников. С психолого-педагогической точки зрения «успешность обучения» сложное, многогранное и емкое понятие. В его сущности можно выделить два аспекта: педагогический и психологический. Каждый из этих аспектов выдвигает свои критерии оценки успешности.
Педагогический аспект включает в себя оценку успешности школьника в освоение содержания школьных программ и способности показать свои учебные достижения – успеваемость. Под успеваемостью в педагогике понимают степень соответствия результатов учебной деятельности школьника установленным нормам. «Педагогическая оценка отражает не только уровень усвоения знаний. Ее функции сложны и разнообразны. Через педагогическую оценку формируются положительные мотивы учения. Она используется в качестве воспитательной меры воздействия на личность ученика, стимулируя его самостоятельность, организованность, дисциплинированность, прилежание. Оценка приучает учащихся ответственно относиться к своим обязанностям, к требованиям педагога, неукоснительно их выполнять» [9, с. 115].
Психологический аспект успешности обучения соотносится с проблемами развития ученика и становления его личности в образовательной и социальной среде школы. К психологическим критериям оценки успешности современные педагоги-психологи относят следующие [5] : положительную динамику развития школьника; развитие мотивации учения; социальную адаптированность; позитивные отношения с учителями и сверстниками; хорошее физическое и психическое здоровье; адекватно-позитивную самооценку учеником своей успешности; чувство благополучия в семье.
Одной из важнейших задач начальной школы выступает подготовка к обучению на следующем уровне – основного общего образования. При этом младшие школьники должны не только достичь установленного уровня грамотности и требуемых навыков учебной деятельности, но и приобрести необходимые личностные качества.
Чтобы быть успешным современному школьнику нужно быть более организованным и волевым, а для более гибкого и прочного усвоения знаний он должен обладать прочными мотивами и высоким интересом к учению. В этих условиях повышаются требования к психофизиологической организации ребенка, вследствие чего могут возникнуть противоречия между предъявляемыми в новых стандартах требованиями к ученику и возможностями школьника им соответствовать, а также между планируемыми образовательными результатами и необходимыми изменениями в личности ребенка, наращиванием ресурсов на каждом этапе школьного обучения.
С психологической точки зрения одним из важнейших качеств выступает воля школьника, которая проявляется в способности преодолевать трудности в учебном процессе и в межличностном общении. Учебная деятельность обязательна, ответственна и требует систематического организованного труда. Чтобы ее осуществлять у ребенка должна быть, сформирована правильная «внутренняя позиция» [1]. Поэтому развитие волевой регуляции деятельности младшего школьника занимает особое место среди личностных психологических факторов. «Воля это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков» [7, c. 374].
Как в свое время указывал И. М. Сеченов, у детей младшего школьного возраста происходит преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные. У ребенка вырабатываются волевые качества личности, он учится пользоваться волей, как средством психической и поведенческой саморегуляции [4].
Воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Так развитие воли у детей тесно связано с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Действительно, человек не будет проявлять волевых актов без причины. Волевое действие начинается с определения цели, осознания потребности.
Волевые действия человек выполняет, руководствуясь мотивами. «Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане, — мы называем мотивом деятельности» [6, c. 9]. Мотив, следуя А. Н. Леонтьеву, это опредмеченная потребность, те внутренние силы организма, которые побуждают его к деятельности, почему необходима эта деятельность и определенное поведение. «…Развитие психологической основы обучения. не предшествует началу обучения, а совершается в неразрывной связи с ним, в ходе его поступательного движения» [2, с. 91].
В начальный период школьной жизни ребенка мотивы, связанные с содержанием и процессом учебной деятельности, не выступают ведущими. Однако именно они определяют положительное отношение младших школьников к деятельности, даже в том случае, когда познавательный интерес у них отсутствует. Постепенно в мотивационной сфере младшего школьника начинают доминировать учебные мотивы, формируется «внутренняя позиция школьника». Учебная мотивация становится ведущей, и в ней формируются все психические функции и личность в целом [3, 8].
Важный момент в мотивации учения состоит в способности школьников соподчинять мотивы. Это, в свою очередь, зависит от их способности к самоконтролю и самооценке, что проявляется в аккуратности и старании, в умении организовать свою деятельность, не отвлекаться на уроке, доводить начатое до конца, адекватно относиться к своим ошибкам и др.
В целях проверки показателей развития младших школьников в условиях обучения по новым образовательным стандартам и соответствия их общеизвестным научно-практическим и психолого-педагогическим данным Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 653 с углубленным изучением иностранных языков (хинди и английского) им. Рабиндраната Тагора Калининского района Санкт-Петербурга в сотрудничестве с кафедрой методов психологического познания Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена проведено пролонгированное исследование адаптации младших школьников к условиям новых образовательных стандартов. Приведем некоторые результаты успешности обучения, полученные в данной работе.
Прежде всего, представляется необходимым отметить, что обследованные дети обладают достаточным адаптационным потенциалом и не имеют сложностей в адаптации к школе.
Результаты изучения волевой регуляции показали, что уже у школьников 2-х классов выявился достаточный уровень волевой регуляции. В 3-ем классе у значительного (более половины) числа детей отмечается высокий уровень волевой регуляции. В 4-ом классе преимущественное большинство учащихся в высокой степени способны управлять своей учебной деятельностью и поведением. При этом практически у половины школьников 2-х классов наблюдался организованный стиль выполнения заданий, у половины находился в стадии формирования, причем неорганизованный стиль не проявился ни у одного ученика. В 3-х классах организованный стиль выполнения работы сформировался уже у двух третьих числа школьников, а в 4-ых классах – более чем у 83% учеников.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. При слабом развитии учебной мотивации ребенок может не принимать поставленной перед ним учебной задачи. В проведенном нами исследовании изучались следующие мотивы : внешний мотив, учебный мотив, игровой мотив, мотив взрослости, нежелание учиться, социальный мотив, мотив успеха.
Наиболее ярко выраженными мотивами во 2-м и 3-ем классах проявились учебный, игровой, социальный и мотив успеха. При этом самый высокий уровень показали социальный и игровой мотивы.
Доминирующий социальный мотив не случаен., поскольку, следуя Л. С. Выготскому, возраст детей второго и третьего классов соответствует адаптационно-мотивационному уровню, когда происходит формирование социально открытой активной личности готовой вступать в различного рода взаимоотношения с окружающим миром.