МААМ-картинки

Мотивационно-волевая сфера младших школьников как фактор успешности обучения по новым образовательным стандартам

Архарова Олеся
Мотивационно-волевая сфера младших школьников как фактор успешности обучения по новым образовательным стандартам
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема успешности детей младшей школы постоянно находится в центре внимания ученых и школьных педагогов. В настоящее время ее особая актуальность связана с введением новых Федеральных образовательных стандартов, согласно которым важнейшие задачи общеобразовательной школы состоят в раскрытии способностей каждого ученика, обеспечении саморазвития и самосовершенствования школьников, формировании и развитии их умений учиться, воспитании в каждом ребенке личности, адаптированной к жизни в современном мире.

Публикация «Мотивационно-волевая сфера младших школьников как фактор успешности обучения по новым образовательным стандартам» размещена в разделах

Первый цикл обучения в начальной школе по новым стандартам завершается в этом году. Это означает, что наступило время оценить, насколько требования новых стандартов соответствуют возможностям школьника, и каковы изменения в личности ребенка, произошедшие на этапе начального обучения. Иными словами – какова успешность обучения младших школьников по новым образовательным стандартам.

Для школьника главный успех заключается в его достижениях в учебном процессе, и признании их со стороны других – учителей, родителей, сверстников. С психолого-педагогической точки зрения «успешность обучения» сложное, многогранное и емкое понятие. В его сущности можно выделить два аспекта: педагогический и психологический. Каждый из этих аспектов выдвигает свои критерии оценки успешности.

Педагогический аспект включает в себя оценку успешности школьника в освоение содержания школьных программ и способности показать свои учебные достижения – успеваемость. Под успеваемостью в педагогике понимают степень соответствия результатов учебной деятельности школьника установленным нормам. «Педагогическая оценка отражает не только уровень усвоения знаний. Ее функции сложны и разнообразны. Через педагогическую оценку формируются положительные мотивы учения. Она используется в качестве воспитательной меры воздействия на личность ученика, стимулируя его самостоятельность, организованность, дисциплинированность, прилежание. Оценка приучает учащихся ответственно относиться к своим обязанностям, к требованиям педагога, неукоснительно их выполнять» [9, с. 115].

Психологический аспект успешности обучения соотносится с проблемами развития ученика и становления его личности в образовательной и социальной среде школы. К психологическим критериям оценки успешности современные педагоги-психологи относят следующие [5] : положительную динамику развития школьника; развитие мотивации учения; социальную адаптированность; позитивные отношения с учителями и сверстниками; хорошее физическое и психическое здоровье; адекватно-позитивную самооценку учеником своей успешности; чувство благополучия в семье.

Одной из важнейших задач начальной школы выступает подготовка к обучению на следующем уровне – основного общего образования. При этом младшие школьники должны не только достичь установленного уровня грамотности и требуемых навыков учебной деятельности, но и приобрести необходимые личностные качества.

Чтобы быть успешным современному школьнику нужно быть более организованным и волевым, а для более гибкого и прочного усвоения знаний он должен обладать прочными мотивами и высоким интересом к учению. В этих условиях повышаются требования к психофизиологической организации ребенка, вследствие чего могут возникнуть противоречия между предъявляемыми в новых стандартах требованиями к ученику и возможностями школьника им соответствовать, а также между планируемыми образовательными результатами и необходимыми изменениями в личности ребенка, наращиванием ресурсов на каждом этапе школьного обучения.

С психологической точки зрения одним из важнейших качеств выступает воля школьника, которая проявляется в способности преодолевать трудности в учебном процессе и в межличностном общении. Учебная деятельность обязательна, ответственна и требует систематического организованного труда. Чтобы ее осуществлять у ребенка должна быть, сформирована правильная «внутренняя позиция» [1]. Поэтому развитие волевой регуляции деятельности младшего школьника занимает особое место среди личностных психологических факторов. «Воля это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков» [7, c. 374].

Как в свое время указывал И. М. Сеченов, у детей младшего школьного возраста происходит преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные. У ребенка вырабатываются волевые качества личности, он учится пользоваться волей, как средством психической и поведенческой саморегуляции [4].

Воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Так развитие воли у детей тесно связано с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Действительно, человек не будет проявлять волевых актов без причины. Волевое действие начинается с определения цели, осознания потребности.

Волевые действия человек выполняет, руководствуясь мотивами. «Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане, — мы называем мотивом деятельности» [6, c. 9]. Мотив, следуя А. Н. Леонтьеву, это опредмеченная потребность, те внутренние силы организма, которые побуждают его к деятельности, почему необходима эта деятельность и определенное поведение. «…Развитие психологической основы обучения. не предшествует началу обучения, а совершается в неразрывной связи с ним, в ходе его поступательного движения» [2, с. 91].

В начальный период школьной жизни ребенка мотивы, связанные с содержанием и процессом учебной деятельности, не выступают ведущими. Однако именно они определяют положительное отношение младших школьников к деятельности, даже в том случае, когда познавательный интерес у них отсутствует. Постепенно в мотивационной сфере младшего школьника начинают доминировать учебные мотивы, формируется «внутренняя позиция школьника». Учебная мотивация становится ведущей, и в ней формируются все психические функции и личность в целом [3, 8].

Важный момент в мотивации учения состоит в способности школьников соподчинять мотивы. Это, в свою очередь, зависит от их способности к самоконтролю и самооценке, что проявляется в аккуратности и старании, в умении организовать свою деятельность, не отвлекаться на уроке, доводить начатое до конца, адекватно относиться к своим ошибкам и др.

В целях проверки показателей развития младших школьников в условиях обучения по новым образовательным стандартам и соответствия их общеизвестным научно-практическим и психолого-педагогическим данным Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 653 с углубленным изучением иностранных языков (хинди и английского) им. Рабиндраната Тагора Калининского района Санкт-Петербурга в сотрудничестве с кафедрой методов психологического познания Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена проведено пролонгированное исследование адаптации младших школьников к условиям новых образовательных стандартов. Приведем некоторые результаты успешности обучения, полученные в данной работе.

Прежде всего, представляется необходимым отметить, что обследованные дети обладают достаточным адаптационным потенциалом и не имеют сложностей в адаптации к школе.

Результаты изучения волевой регуляции показали, что уже у школьников 2-х классов выявился достаточный уровень волевой регуляции. В 3-ем классе у значительного (более половины) числа детей отмечается высокий уровень волевой регуляции. В 4-ом классе преимущественное большинство учащихся в высокой степени способны управлять своей учебной деятельностью и поведением. При этом практически у половины школьников 2-х классов наблюдался организованный стиль выполнения заданий, у половины находился в стадии формирования, причем неорганизованный стиль не проявился ни у одного ученика. В 3-х классах организованный стиль выполнения работы сформировался уже у двух третьих числа школьников, а в 4-ых классах – более чем у 83% учеников.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. При слабом развитии учебной мотивации ребенок может не принимать поставленной перед ним учебной задачи. В проведенном нами исследовании изучались следующие мотивы : внешний мотив, учебный мотив, игровой мотив, мотив взрослости, нежелание учиться, социальный мотив, мотив успеха.

Наиболее ярко выраженными мотивами во 2-м и 3-ем классах проявились учебный, игровой, социальный и мотив успеха. При этом самый высокий уровень показали социальный и игровой мотивы.

Доминирующий социальный мотив не случаен., поскольку, следуя Л. С. Выготскому, возраст детей второго и третьего классов соответствует адаптационно-мотивационному уровню, когда происходит формирование социально открытой активной личности готовой вступать в различного рода взаимоотношения с окружающим миром.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Интеллектуальный праздник «Тайны Ямала» для младших школьников ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК «ТАЙНЫ ЯМАЛА» Цель: формирование познавательного интереса, патриотическое воспитание подрастающего поколения,.

Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Портфолио — фактор объективной системы оценивания успешности учителя ПОРТФОЛИО – ФАКТОР ОБЪЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ Начну с притчи «Раздача талантов». «Некий богатый господин отправляется.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Технология, повышающая интерес к чтению у младших школьников Технология, повышающая интерес к чтению. Выполнила: учитель начальных классов Яненко Оксана Дмитриевна Цель: повышение уровня читательской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мотивационно-волевая сфера младших школьников как фактор успешности обучения по новым образовательным стандартам
Опубликовано: 5 декабря 2020 в 16:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мотивационно-волевая сфера младших школьников как фактор успешности обучения по новым образовательным стандартам» (включая файлы) размещена пользователем Архарова Олеся в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД