Ольга Крашенинникова
Мотивационная готовность к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность к школе – сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, что предполагает достаточный уровень развития ребёнка». Данное понятие составляют три взаимосвязанные части – физическая, психологическая и педагогическая (или специальная) готовность. Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность.
Мотивационный компонент психологической готовности к школе включает:
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
1. уровень развития познавательных и социальных мотивов учения, мотивы непосредственно связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми;
2. развитие произвольного поведения, проявляющего в умении ставить цель, планировать деятельность, осуществлять контроль;
3. внутреннюю позицию школьника
Выделяют две группы мотивов учения:
1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений";
2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями" (Л. И. Божович,).
Для формирования мотивационной готовности у дошкольника должно быть развито:
Социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы наладить отношения в новом классном коллективе с учителем. Ребенок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми.
Таким образом, готовность детей к школе в сфере общения включает:
• Развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми.
• Умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов.
• Развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества:
доброжелательность
уважение к товарищам
общительность
готовность проявить сочувствие
Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении.
Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.
Самооценка дошкольника формируется:
под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.
Формирование мотивов, побуждающих к учению, — одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это отношение к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.
Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий.
Не закончившееся формирование внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
положительных представлений о школе;
желания учиться в школе, чтобы узнать много нового;
формированной позиции школьника.
Мотивационно готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни: портфель, учебники, тетради, а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведение, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Мотивационная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка.
К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Для формирования мотивационной готовности к обучению в школе необходимо соблюдать принцип комплексного подхода. Это значит совместная деятельность педагогов и родителей.
В сентябре 2017 года в подготовительных группа была проведена первичная диагностика уровня психологической готовности к обучению в школе. Было обследовано 46 детей подготовительных групп.
7 % (3 ребенка) показали высокие результаты подготовленности к школе,
67 % (31 ребенок) имеют средние показатели.
Низкие показатели готовности детей к школе у 12 детей – 26%.
Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:
Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.
Использовать загадки на школьную тему.
Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».
Проектирование предметно-развивающей среды в группе – «Уголок будущего первоклассника», который может включать в себя дидактические и развивающие игры и упражнения, иллюстрационный материал о школе, детские рисунки, дневник успехов на каждого ребенка, в котором с помощью условных обозначений отмечать успехи и достижения детей
Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Выставка детских рисунков «Моя школа»
Для родителей провести консультацию, оформить папки-передвижки.
Для решения этих задач использую различные формы и методы работы:
- беседы о школе,
- чтение рассказов о школе,
- разучивание стихов школьной тематики,
- рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним,
- рисование школы,
- сюжетно-ролевая игра «Школа»,
- прогулка к зданию школы,
- экскурсии в школу,
- экскурсия в класс,
- экскурсия в школьную библиотеку,
- досуг совместно с первоклассниками. Показ первоклассниками театрализованного представления.
Таким образом, основная задача взрослых – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.
Использование в работе волшебной, прекрасной, завораживающей сказки об успешных героях.
Работа у доски дает ребенку уверенность, смелость и позитивную мотивацию на учебную деятельность, приносящую удовлетворение и повышающую самооценку
Участие в конкурсах чтецов, в концертах, в спектаклях и других мероприятиях.
Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:
расскажите, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе;
воспитывайте интерес к содержанию занятия, к получению новых знаний;
на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
А самое главное, не запугивайте ребенка школой. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.
Таким образом, можно сказать, что детский сад выполняет всестороннюю подготовку детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В семье дополняют знания детей, полученные в детском саду, в процессе повседневного общения расширяется кругозор детей, формируются психологические качества будущего школьника.
О том, что в детском саду ведется систематическая, целенаправленная педагогическая работа по формированию у детей мотивационной готовности к обучению в школе свидетельствуют результаты диагностик.
Диагностика уровня психологической готовности детей к обучению в школе в течении учебного года в нашем дошкольном учреждении проводится 2 раза. В сентябре – первичная, в мае – итоговая.
СЕНТЯБРЬ 2016 n-41
Средний 35 (85%)
Низкий 6 (15%)
МАЙ 2017 n-41
Средний 35 (85%)
Высокий 6 (15%)