Департамент труда и социальной защиты
Мотивация на успех: как в семейном центре помогают подросткам настроиться на учебу
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11 Для многих семей серьезной проблемой становится отсутствие у детей учебной мотивации. Родители пытаются доказать важность учебы, ребенок сопротивляется – отсюда ссоры, непонимание, разобщенность. Опыт психологов показывает, что желание обучаться напрямую связано с потребностями, а они меняются в зависимости от возраста. Соответственно, подход в этом вопросе должен быть индивидуальным. О том, как в семейном центре «Гелиос» помогли девятикласснице справиться с отсутствием учебной мотивации, рассказала специалист центра Юлия Луценко.
Публикация «Мотивация на успех: как в семейном центре помогают подросткам настроиться на учебу» размещена в разделах
В семейный центр «Гелиос» обратилась Надежда. Она одна воспитывает пятнадцатилетнюю дочь Ольгу, которая прогуливает уроки и не выполняет домашние задания. «Я уже не знаю, что делать: уговоры не помогают. Каждый день бужу дочь и прошу ее пойти на занятия, а вечером – выполнить домашние задания. Но все безуспешно. В итоге – неаттестация по нескольким предметам за триместр. Дома частые скандалы, мы с дочкой стали отдаляться друг от друга. Сейчас понимаю, что самостоятельно у меня справиться не получится», – рассказала Надежда.
Психолог центра провела диагностику с помощью метода «Карта мотивов». Специалист помогла Ольге сформулировать и расставить по приоритетам причины, которые стимулируют ее учиться. Это дало понимание, насколько важно посещать школу и осваивать каждый учебный предмет.
Специалисты по работе с семьей провели профориентационные консультации. С Ольгой обсудили, как она видит себя в будущем и какие нужно сделать шаги, чтобы прийти к этой цели. Расписали план и варианты поступления в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования.
Важной частью стали семейные занятия Надежды и Ольги с психологом. Чтобы наладить отношения между мамой и дочкой, была использована техника «Семейная фотография». Матери и дочери предложили принести несколько совместных снимков и обсудить чувства, которые они вызывают. Так легче рассказать историю семьи. Взрослые и дети не остаются один на один со своей историей, этот метод помогает наладить контакт между ними.
«Вначале нам с дочерью сложно было жить по новым правилам и не срываться друг на друга. Но я вижу, что это работает. Наладились отношения с учителями и улучшились оценки», – комментирует Надежда.
Сейчас терапия с семьей продолжается. Ольга решила стать врачом и готовится к экзаменам. Отношения с мамой спокойные. Они больше времени проводят вместе: рассматривают фотографии, Надежда рассказывает дочери об истории семьи, они посещают музеи и дни открытых дверей в медицинских учебных заведениях.
Как помочь ребенку
Для ребенка младшего школьного возраста очень важно мнение родителей. Ему нужно услышать одобрение от своих самых близких и дорогих людей, ведь его основным кругом общения остается семья, а авторитетными людьми – мама и папа. Ребенок в этом возрасте учится для них, ради их одобрения. «Сейчас особенно важно поддержать малыша похвалой. Ежедневно узнавайте у ребенка, как прошел его день, на какие вопросы учителя он ответил, посмотрите тетрадки и обязательно найдите, за что можно похвалить малыша. Обращайте внимание ребенка, что он большой молодец, потому что потрудился», – советует специалист.
Для ребенка среднего школьного возраста важно признание его авторитета в коллективе сверстников. Зачастую дети этого возраста прогуливают уроки и, соответственно, перестают учиться, когда у них что-то не получается, их начинают ругать при всем классе, указывать на ошибки. После такого провала для подростка очень важен взлет: его усилия должны быть замечены. Родителям необходимо быть рядом со своим ребенком, обсудить низкую оценку, понять, в чем причина. Возможно, он пропустил или не понял тему, а может, ему просто тяжело дается этот предмет. Необходимо поговорить с учителем и понять, чем помочь ребенку.
Старшие школьники уже учатся «для себя». Для этого ребенку важно поставить себе четкую цель: как я вижу себя в будущем. Помогите ему в этом. Порассуждайте, как будет проходить его день через 10 лет: где будет жить, чем заниматься, где работать, с кем дружить и как проводить свободное время. Обсудите мелочи и варианты, определите, что нужно сделать для достижения данной цели. Возможно, этот разговор определит его дальнейшую жизнь.
На заметку
Для поддержки московских семей работают 28 городских организаций: 25 «Моих семейных центров», а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».
Специалисты центров работают над восстановлением отношений между детьми и родителями, оказывают правовую и психологическую помощь, проводят тренинги, развивающие занятия и многое другое. При необходимости оказывается адресная помощь: выдаются социальные электронные сертификаты на продукты, одежду и бытовую технику.
Подробную информацию об услугах можно узнать на странице портала «Мой семейный центр». Для удобства москвичей на портале создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель города может оставить свое обращение.