Ольга Геннадьевна Зайчикова
Морская картотека
▼ Скачать + Заказать документы
Цель, задачи: формировать представление о море, развивать воображение, формировать умение передавать выразительные особенности берега моря.
Загадки.
В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -
Бежим по воде.
(Ответ: волны)
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна -
И горька и солона.
Кругом вода,
А с питьём беда.
Кто знает, где это бывает?
Публикация «Морская картотека» размещена в разделах
(Море – это громадное водное пространство, а океан - еще больше.)
Волны катит на просторе
К берегам песчаным …
(море)
Кругом вода, а с питьем беда.
(Море)
В. Стручков
Синий Тигр в белую полоску
К берегам гонится.
Поле синее,
Овцы белые.
На поле пасутся,
К берегу несутся.
(Море)
Полосатая Тигрица
К берегу стремится.
Шелестящим языком
Лижет вниз сбежавший холм.
(Море)
Без конца и края Лужа
Не страшна ей злая стужа.
В Луже ходят корабли,
Далеко им до земли.
(Море)
Н. Губская
На волнах весь день каталась,
Долго плавала, плескалась
И ныряла на просторе.
Где была, скажи? На - …(море)
С. Курдюков
Обманывать не стану,
- Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода.
(Море)
О. Волохов
В нём солёная вода.
По воде плывут суда,
Волны, ветер на просторе,
Чайки кружатся над …(Морем)
Л. Заинкина
Летом, все к нему стремятся,
Загорать и искупаться.
На песке и на просторе
Ну конечно это (Море).
Сказка о морской волне.
Жила была волна. Она жила в Черном море. На берегу моря стоял красивый город - Феодосия. В этом городе жил мальчик Ванечка. Он каждый день приходил на берег моря со своей маленькой скрипочкой и играл волне. Волна тихо слушала музыку, которая лилась из скрипочки. Она, то плакала, то смеялась. Когда мальчик уставал играть, он брал в руки то уголек, то карандаш и пробовал нарисовать волну. Волна смеялась над Ваней. Она говорила: "Ванечка, ты никогда меня не нарисуешь. Посмотри, как я меняюсь!" Волна то перекатывалась, то бешено билась о берег. Так происходило всегда изо дня в день. А Ванечка все продолжал рисовать. И вот однажды он сказал волне: "Я все-таки тебя нарисую".
Прошло некоторое время. Мальчик исчез. Волна очень заскучала. Она не находила себе места: то перекатывалась, то бушевала. И вдруг в одно прекрасное время она подслушала разговор людей и узнала, что Ванечка уехал в далекий город Петербург учиться на художника. Волна очень скучала. Она решила навестить своего друга и поплыла, обогнув Европу, к Ванечке. Ванечка уже вырос и превратился в статного красивого человека. Волна оказалась на реке Неве. Иван стоял на берегу реки и смотрел на воду. Он вдруг увидел своего друга- волну и сказал : " А я все-таки стану художником, и я тебя, когда - нибудь нарисую и ты никуда не денешься"
Прошло много лет. Иван Айвазовский снова появился на берегу Черного моря. Он опять сидел на берегу моря и рисовал. И вот однажды Иван принес картину и сказал: "Посмотри, а я тебя все-таки нарисовал". И показал картину волне. Волна была довольна своим изображением. И поблагодарила художника.
Но наступило время, когда художник не появился. Он не появлялся уже много дней. Волна скучала. Она думала, что огорчила чем-то художника, но потом услышала, что ее друга нет в живых. Волна начала бушевать. На море поднялся сильный шторм. Волна металась, плакала, кричала. Она не знала, как она будет жить без художника. Но прошло немного времени, и волна увидела, что на берегу снова стоит художник. Это люди поставили памятник великому художнику - моренисту на его любимом берегу. Это был памятник Ивану Айвазовскому. Теперь ни куда художник не уйдет, а будет всегда любоваться волной.
Игра «Подбери слова».
(Подберите слова, которыми можно описать бушующее море. Какое оно)
Дети:(грозное, свирепое, страшное, угрожающее).
Стихи о море
«Догоняшки»
С шумом пенные барашки
Мчатся к берегу за мной.
Я играю в "догоняшки"
С развеселою волной!
Я на берег выбегаю -
А волна в обратный путь,
За собою увлекая,
Не желая отдохнуть.
Я опять за ней, вприпрыжку,
А потом она за мной.
Позову еще мальчишку
Погоняться за волной!
Целый день я этим занят.
Как считаете, друзья,
Кто быстрей из нас устанет, -
Море синее иль я?
(Наталья Булганина)
«Морю живётся несладко на свете»
Морю живётся несладко на свете,
Морю достались нелёгкие дети.
Ветры, что дуют из разных сторон
К морю слетаются все на поклон.
Долго не виделись милые братцы.
Как же за них ему не волноваться?
Слишком уж ветрены эти сыны!
Море взволновано до глубины.
Слишком порывисты, неугомонны!
В сильном волнении море солёное.
Встретились и разлетелись опять
Счастья шального по свету искать.
-Счастье – не птица, догонишь не вскоре.
Может, найдут. - Успокоилось море.
(Михаил Генин)
«Законы моря»
Есть у моря свои законы.
Есть у моря свои повадки…
Море может быть то зелёным,
С белым гребнем на резкой складке,
То без гребня свинцово-сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло- синим,
Просто светлым и просто синим,
Чуть колышимым лёгким бризом!
(Г. Поженян)
Физкультминутка:
1. Как на море тишина,
Солнышко сияет,
Пляшет легкая волна,
Камушки катает.
(Сидя на ковре, поднять руки вверх, потянуться к солнышку, руками изобразить волны.)
2. Что-то ветер стал крепчать,
Волны выше поднимать,
И запенилась вода,
Знать, сердитая она.
(Движения руками над головой, ногами можно потоптаться по ковру (имитация воды).
3. Волны выросли, как дом,
И обрушились на берег.
Закрывайте окна, двери –
Начался на море шторм!
(Поднять руки вверх и потянуться на носочках, резко наклониться вниз).
Дети садятся на свои места.