Шипова Вера
Мониторинг психоэмоционального состояния дошкольников в условиях группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Мониторинг психологического состояния дошкольников в условиях группы детского сада.
Повышение способности к быстрой и успешной социальной адаптации считается одной из основных целей психического развития.
Чаще всего мы говорим об адаптации к условиям детского сада в связи с организацией в дошкольном образовательном учреждении новых групп раннего или младшего возраста. Новички адаптируются эмоционально, и не заметить это просто невозможно.
Публикация «Мониторинг психоэмоционального состояния дошкольников в условиях группы детского сада» размещена в разделах
- Мониторинг
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Тем не менее, процесс адаптации, путь и не столь очевидный, продолжается и в группах детей, посещающих детский сад уже не первый год.
В первую очередь это относится к детям, пришедшем в группу после долгого перерыва - отпуска или болезни. Приход в группу "новеньких" активизирует адаптационные механизмы не только вновь прибывших, но и старожилов.
Но особое внимание, пожалуй, следует уделить детям, которые демонстрируют признаки дезадапатации (тревожность, особенности поведения, эмоциональных проявлений) в, казалось бы,обычных ситуациях. Причин таких изменений может быть много - нарушения соматического здоровья, семейные неурядицы, проявления возрастных кризисов. А бывает и так, что усложнившиеся в соответствии с возрастом нормативные требования, предъявляемые ребенку на занятиях, оказались непосильными для него. Или же уровень игры, которую выстраивают успешно развивающиеся сверстники стал для него непосильным.
Отследить изменения в состоянии ребенка, с цель обнаружить причины этих изменений и оказать ему помощь - вот задачи, которые можно решить, проводя мониторинг психоэмоционального состояния детей во всех возрастных группах.
Я предлагаю Вашему вниманию простой апробированный способ проведения такого мониторинга.
Метод - психологическое наблюдение.
Параметры оценки состояния - соблюдение социальных норм, темп деятельности, регуляторные возможности, познавательный интерес, преобладающий эмоциональный тон (см. Протокол, расположены вверху таблицы по горизонтали).
Время проведения наблюдения - занятия, режимные моменты, свободная игровая деятельность.
Продолжительность наблюдения за группой - не менее 15 мин.
Частота проведения наблюдения - не реже 2 раз в неделю (рекомендуемая).
Форма оценки - (-2) - низкий уровень;
(-1) - ниже среднего;
(0) - средний уровень;
(1) - выше среднего;
(2) - средний уровень.
Общий период наблюдения - 1,5-2 месяца.
Результаты каждого наблюдения заносятся в Протокол. Лист протокола полностью заполняется в течение одного сеанса наблюдения. По завершении всего периода результаты каждой шкалы по каждому ребенку суммируются.
Оценка результатов - от 0 и выше в целом достаточный уровень адаптации (особое внимание - детям с выраженными колебаниями значений);
Отрицательные значения говорят о возможно низком уровне адаптивных способностей. Отрицательные значения по отдельным шкалам
Дальнейшее индивидуальное обследование поможет уточнить это предположение и, в случае необходимости, оказать необходимую помощь.
Методика утверждена методическим объединением педагогов-психологов Московского района г. Казани.