Наталия Константинова
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном детстве художественная литература является важнейшим
средством развития ребёнка. К старшему дошкольному возрасту наблюдается углубление и дифференциация читательских интересов детей, появляются предпочтения в выборе видов и жанров литературы, расширяются возможности дошкольников в передачи результатов восприятия художественного текста в разных видах творческой деятельности.
• Первым компонентом литературного развития является читательский интерес.
Публикация «Мониторинг освоения детьми образовательной области „Чтение художественной литературы“» размещена в разделах
• Центральным компонентом литературного развития выступают восприятие и интерпретация художественного произведения.
Качество эстетического восприятия текста зависит от богатства литературного опыта ребёнка, включающего объём знакомых ему литературных текстов.
• Способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности является ещё одним компонентом литературного развития ребёнка.
Предмет диагностики: литературное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Задачи диагностики:
1. Изучить особенности литературного опыта детей.
2. Выявить наличие и особенности читательских интересов детей.
3. Изучить своеобразие восприятие детьми литературных текстов разных жанров.
4. Выявить возможности использования детьми литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.
Цель второго направления диагностики: изучить отношение родителей к литературному развитию детей в условиях семейного воспитания.
Задачи:
1. Выявить интерес у родителей к литературе и их знания в области детской литературы.
2. Определить наличие интереса к использованию литературы в воспитании ребёнка.
3. Определить у родителей особенности знаний о задачах, содержании и методах ознакомления детей с литературой и своеобразием умений применять их в литературном развитии ребёнка в семье.
Для решения таких задач проводится анкетирование родителей, а так же индивидуальная беседа с включением практических задач.
Цель третьего направления диагностики: изучить условия развивающей среды для литературного развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
1. По самостоятельной творческой деятельности литературного развития ребёнка, был проведён мониторинг освоения детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» по сказкам. Для проведения педагогической диагностики литературного развития ребёнка предлагалась форма настольно – печатной игры «литературная страна». Игра предполагала сюжет путешествия с посещением детей во «Дворец сказок».
Задачи диагностики:
1. Выявить интерес детей к сказкам, оценить богатство «сказочного опыта».
2. Изучить интерес к слушанию, рассказыванию и разыгрыванию сказок.
3. Исследовать умения выразительно пересказывать сказки.
4. Определить своеобразие знаний об особенностях сказочного жанра (типичных героях, сюжетах, средствах выразительности, воспитательной ценности).
5. Выявить особенности понимания средств лексической выразительности сказочного текста.
Далее во время диагностики фиксировались результаты в таблице по каждому ребё нку: успешность выполнения заданий, и оценивать их результаты необходимо было по разработанным критериям и представленным уровневым характеристикам (высокий, средний, низкий).
Ф. И. ребёнка Высокий Средний Низкий
1. Аракелян Армен н
2. Аржанова Соня
3. Бубнов Денис
4. Бутова Аня н
5. Глубоцкий Слава
6. Дашкин Тимур н
7. Карасёва Диана
8. Малькова Лера н
9. Малютина Катя
10. Марзеева Настя н
11. Мишалова Даша
12. Мороз Вика
13. Неделько Ваня н
14. Никулина Ангелина
15. Осипов Тимофей
16. Перун Серёжа н
17. Платонов Арсений
18. Русу Егор н
19. Сергеев Андрей н
20. Сныга Савелий н
21. Федин Артём н
22. Фечин Стёпа
23. Филимонов Серёжа н
24. Шевцов Гоша
Мы видим, из 24 детей во время данной диагностики отсутствовало 12 детей. Обследовалось, 12 детей и по результатам 8 детей, получили низкий уровень развития в соответствии с поставленными задачами, 4 ребёнка получили средний уровень по данной диагностике.
Рассматривая цель второго направления, отношение родителей к литературному развитию детей в условиях семейного воспитания было проведено анкетирование родителей по данному мониторингу. Цель анкетирования: определить особенности и методах ознакомления детей с литературой, умение их применять и наличие у родителей интереса к повышению уровня знаний в литературном развитии детей. Способы обработки и анализ ответов заносились в определённую таблицу и подсчитывались баллы по тем же уровневым характеристикам (высокий, средний, низкий). Итог: высокий уровень у родителей о литературном развитии ребёнка 25 баллов.
Целью третьего направления диагностики изучить условия, развивающей среды для литературного развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. Содержание и критерии оценки условий развивающей среды для литературного развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ: 9 группа – 42 балла средний уровень; 11 группа – 50 баллов; 3 группа – 48 баллов средний уровень.
В дошкольном детстве художественная литература является важнейшим
средством развития ребёнка. К старшему дошкольному возрасту наблюдается углубление и дифференциация читательских интересов детей, появляются предпочтения в выборе видов и жанров литературы, расширяются возможности дошкольников в передачи результатов восприятия художественного текста в разных видах творческой деятельности.
• Первым компонентом литературного развития является читательский интерес.
• Центральным компонентом литературного развития выступают восприятие и интерпретация художественного произведения.
Качество эстетического восприятия текста зависит от богатства литературного опыта ребёнка, включающего объём знакомых ему литературных текстов.
• Способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности является ещё одним компонентом литературного развития ребёнка.
Предмет диагностики: литературное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Задачи диагностики:
1. Изучить особенности литературного опыта детей.
2. Выявить наличие и особенности читательских интересов детей.
3. Изучить своеобразие восприятие детьми литературных текстов разных жанров.
4. Выявить возможности использования детьми литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.
Цель второго направления диагностики: изучить отношение родителей к литературному развитию детей в условиях семейного воспитания.
Задачи:
1. Выявить интерес у родителей к литературе и их знания в области детской литературы.
2. Определить наличие интереса к использованию литературы в воспитании ребёнка.
3. Определить у родителей особенности знаний о задачах, содержании и методах ознакомления детей с литературой и своеобразием умений применять их в литературном развитии ребёнка в семье.
Для решения таких задач проводится анкетирование родителей, а так же индивидуальная беседа с включением практических задач.
Цель третьего направления диагностики: изучить условия развивающей среды для литературного развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
1. По самостоятельной творческой деятельности литературного развития ребёнка, был проведён мониторинг освоения детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» по сказкам. Для проведения педагогической диагностики литературного развития ребёнка предлагалась форма настольно – печатной игры «литературная страна». Игра предполагала сюжет путешествия с посещением детей во «Дворец сказок».
Задачи диагностики:
1. Выявить интерес детей к сказкам, оценить богатство «сказочного опыта».
2. Изучить интерес к слушанию, рассказыванию и разыгрыванию сказок.
3. Исследовать умения выразительно пересказывать сказки.
4. Определить своеобразие знаний об особенностях сказочного жанра (типичных героях, сюжетах, средствах выразительности, воспитательной ценности).
5. Выявить особенности понимания средств лексической выразительности сказочного текста.
Далее во время диагностики фиксировались результаты в таблице по каждому ребё нку: успешность выполнения заданий, и оценивать их результаты необходимо было по разработанным критериям и представленным уровневым характеристикам (высокий, средний, низкий).
Можно например: из 24 детей во врремя данной диагностики отсутствовало 12 детей. Обследовалось, 12 детей и по результатам 8 детей, получили низкий уровень развития в соответствии с поставленными задачами, 4 ребёнка получили средний уровень по данной диагностике.
Рассматривая цель второго направления, отношение родителей к литературному развитию детей в условиях семейного воспитания было проведено анкетирование родителей по данному мониторингу. Цель анкетирования: определить особенности и методах ознакомления детей с литературой, умение их применять и наличие у родителей интереса к повышению уровня знаний в литературном развитии детей. Способы обработки и анализ ответов заносились в определённую таблицу и подсчитывались баллы по тем же уровневым характеристикам (высокий, средний, низкий). Итог: высокий уровень у родителей о литературном развитии ребёнка 25 баллов.
Целью третьего направления диагностики изучить условия, развивающей среды для литературного развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. Содержание и критерии оценки условий развивающей среды для литературного развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ: 9 группа – 42 балла средний уровень; 11 группа – 50 баллов; 3 группа – 48 баллов средний уровень.