Мария Бабарыкина
Защита творческой работы по теме «Игра как метод социализации детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра как метод социализации детей старшего
дошкольного возраста»
Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирование основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Публикация «Защита творческой работы по теме „Игра как метод социализации детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.
В ФГТ впервые определена такая образовательная область как «Социализация», ее содержание направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.
Главная цель социализации — становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры : толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного — к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру.
В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социального развития — от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем.
Дошкольное образовательное учреждение на современном этапе должно реализовывать социально-педагогическую деятельность как целостной технологии перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую - образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. Воспитательно-образовательный процесс должен строиться с опорой на сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшего микрофактора для достижения полноценной социализации ребенка.
Рассматривая процесс социализации как комплексный, необходимо создавать условия, когда ребенок становится и объектом и субъектом социализации, помочь ему стать субъектом позволяет использование игровых технологий. Одновременно игра способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой сферы. Детские игры, по мнению специалистов, социальны по своей природе и, следовательно, по своему содержанию, необходимо учитывать, что игры передают из поколения в поколение национальный, народный характер. Игра занимает большое место в системе физической, нравственной, трудовой, эстетической, эмоциональной социализации ребенка и в семье, и в ДОУ. В игре дети берут на себя различные роли, в том числе, взрослых людей и в игровых ситуациях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выполняя определенную роль, пытается воспроизвести соответствующий образ.
Одной из задач образовательного учреждения является разработка рекомендаций по использованию игровых технологий для эффективной социализации детей в ДОУ, с учетом личностных качеств, агрессивности, тревожности ребенка.
Наблюдение за игрой дошкольников позволяет воспитателю оценить особенности взаимодействия детей в игре, в том числе:
- умение играть в соответствии с принятой ролью, взаимодействовать с другими детьми, как участниками игры;
- распределение ролей в игре, в том числе, самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций или распределение ролей под руководством взрослого;
- поведение в сюжетно – ролевых отношениях;
- использование ролевой речи.
Воспитатель позволяет определить игровые мотивы, привлекающих детей к игре; степень агрессивности (которая выражается в физической, словесной, прямой или косвенной агрессивности, негативизме, раздражительности, подозрительности обиде) и наметить направления коррекции агрессивного поведения ребенка;
В результате проведенного эксперимента было определено, что у 40% дошкольников отношения между детьми не складывались, что выражалось в не желании играть в соответствии с ролью, а действовать, так как им нравится. Таким образом, эти дети не взаимодействуют с другими детьми.
20% дошкольников придерживались логики действий, принятой в действительности и каждый раз указывали партнеру на ошибку и действовали в соответствии с ролью. Таким образом, игровая деятельность детей данной группы сформирована.
Игровая деятельность 40% детей с удовольствием выполняли предложенные роли, у них отмечается использование специфической игровой речи. Таким образом, игровая деятельность детей данной группы сформирована в соответствии с возрастными особенностями.
Таким образом, исследование показало, что дошкольники в условиях ДОУ активно взаимодействуют со своими сверстниками. Однако такое взаимодействие чаще стихийное. Дети вступают во взаимодействие в играх, однако игры чаще всего носят стихийных характер. Наиболее всего дети участвуют в подвижных играх. Сложные виды игр (сюжетно – ролевые, игры драматизации) требуют социально-педагогического руководства со стороны специалиста. Кроме того, среди особенностей поведения было отмечено, что дети в процессе взаимодействия со сверстниками проявляют элементы агрессии. Все это указывает, что социализация детей в условиях ДОУ требует целенаправленной организованной работы.
Поэтому в работе с детьми в дошкольном учреждении была разработана программа развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, реализация этой программы позволяет сформировать навыки межличностного общения ребёнка, в том числе:
- развитие интереса к окружающим людям, потребности в общении;
- развитие самоконтроля поведения, формирование уважительного отношения к собеседнику;
- развитие умения принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав собеседника;
- развитие адекватной оценки собственного поведения и поступков окружающих людей;
- формирование у детей положительных черт характера и форм общения в различных формах и ситуациях, например, приветствие, прощание, благодарность.
Разработка методов социализации дошкольника в ДОУ требует профессионального подхода с учетом индивидуальных особенностей каждого дошкольника при использовании игровых технологий.
Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс полноценно охватывал и использовал принцип взаимодействия ДОУ и семьи для полноценной реализации процесса социализации на этом и последующем возрастном этапе. С пяти и до десяти лет познание ребенка сводится к наблюдению явлений окружающего мира. В результате вырабатываются четкие образы форм жизни и деятельности человека, осознание того, что человек несет ответственность за свое поведение, может совмещать в себе выполнение нескольких социальных ролей.
В этот период ребенок должен научиться наблюдать, задавать вопросы и рассуждать. Данный вид познания еще не является системностью, а, скорее, нагромождением образов, которые уже возможно классифицировать в группы образов, отличающихся по строению (структуре) и деятельности (функциональности).
Интересно место и роль формирования представлений о социальной действительности как показатель успешности социализации ребенка (с учетом специфики и особенностей этого процесса у ребенка-дошкольника) в организованных формах - социального воспитания и образования.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Образовательная традиция сегодня в работе с детьми дошкольного возраста в большей степени опирается на культурно-историческую концепцию Л. С. Выготского и его последователей: развитие ребенка является саморазвитием и нормой. Основные характеристики личности ребенка связываются с овладением высшими психическими функциями, их врастанием в структуру личности.