Светлана Игнатова
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя семья» – ФЦКМ
Материал: матрешки (4, альбом «Ваши права, дети». Картинки для состав-я портрета семьи. Корзинка, картина № 8 «Я и другие». Схемы каждому.
I. Введение в НОД. Альбом «Ваши права, дети» - право на семью.
- Каждый ребенок имеет право на семью. А что такое семья?
- Что же делать, чтобы узнать? Что получится?
II. 1. «Знакомство с семьей матрешки»
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, а отгадку найти в группе, на полке с игрушками.
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
В этой куколке-девице прячутся сестрицы.
Каждая сестрица – для меньшей темница. (Матрешка)
Воспитатель от имени Матрешки знакомится с ребятами:
«Меня зовут бабушка Матрена.
Я кукла деревянная, круглолицая, румяная.
В разноцветном сарафане.
Пришла я в гости не одна.
Со мной моя дочка Маша и мои внучки: Маришка, Иришка».
- Где же перечисленные родственники бабушки Матрены?
Все матрешки выставляются на столе.
- Можно ли сказать, что все матрешки - одна дружная семья?
- Бабушка Матрена очень любит играть в разные игры со своими внучатами.
- Она хочет поиграть с ними и с вами.
Игра-рассуждение «Кто ушел? Кто пришел?»
Воспитатель называет действия и манипулирует игрушками, дети называют имена матрешек.
- Ушла бабушка. Матрена.
- Пришла ее дочь. Маша.
- Ушла дочь, прибежали две ее дочки. Маришка и Иришка.
- Убежали девочки, и снова пришла бабушка … Матрена.
2. Игра «Составь портрет своей семьи».
Пальчиковая игра «Моя семья»
Этот пальчик – мамочка, этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья!
- А какие семьи у вас, ребята?
- Кто есть в семье у Саши? Предлагаю вам попробовать составить портрет своей семьи из картинок.
В игре принимают участие трое детей. На ковре лежат листы белой бумаги формата A3 и три комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки). Составить из картинок портрет семьи.
- Семья — самое дорогое, что есть у человека. Неслучайно в русском языке так много пословиц и поговорок о семье :
Дружная семья гору сдвинет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дома и стены помогают.
- Семья нужна каждому человеку. Семья может быть большая и маленькая.
- В семье все друг о друге заботятся, помогают, приходят на помощь, никогда не огорчают и называют друг друга ласковыми словами.
3. Игра с мячом «Назови ласково».
Дети встают в круг. В центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребенку и называет любого члена семьи, например: «Мама» (папа, сестра, брат, бабушка, дедушка). Ребенок, поймавший мяч, должен назвать маму ласково (мамочка, мамуля, мамулечка, матушка).
4. Игра «Назови добрые дела» - в кругу
Воспитатель обращает внимание ребят на корзиночку
- Кому на ладошку я поставлю корзиночку, тот должен положить в нее добрые дела, которые делает дома вся семья.
Воспитатель ходит по кругу, ставит на ладони ребенка корзиночку, а тот называет добрые дела всей семьи (готовить вкусную еду, ходить в магазин, ухаживать за больным дедушкой, мыть посуду, стирать белье, пылесосить, гулять с собакой, и т. д.)
5. Рассматривание картины № 8 («Я и другие»)
- Как вы думаете, что происходит в семье?
- Как разговаривают между собой родители?
- Видят ли мама и папа мальчика? В каком он настроении?
- Как вы думаете, виноват ли мальчик в ссоре родителей?
- Из-за каких поступков детей могут ссориться родители?
- Как же поступить мальчику, чтобы помирить родителей?
6. Упражнения:
1) Мама рассердилась.
Сережа ушел гулять и заигрался во дворе с ребятами. Забыл, что мама звала его обедать. Когда пришел домой, то увидел, что мама сердита. Покажите: нахмуренные брови и сжатые губы, сердитый вид.
2) Хорошее настроение.
Мама послала сына в магазин. «Купи печенье и конфеты», - сказала она. – Мы выпьем с тобой чаю и пойдем в зоопарк. Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было хорошее настроение. Покажите: радостный вид, широкая улыбка.
7. Работа со схемой (см Зад. 7 – картина № 8 («Я и другие»)
III. Рефлексия.
- Что мы хотели сделать в начале занятия? Получилось? Как?
- Что нового для себя узнали? Кому и о чем могли бы рассказать?