Татьяна Туманова
Конспект интегрированного НОД «Моя Родина — Кубань»
▼ Скачать + Заказать документы
в подготовительной группе
«МОЯ РОДИНА - КУБАНЬ»
Воспитатели: Туманова Т. В.
Горинова Г. А.
Пояснительная записка:
Данный конспект интегрированной НОД направлен на развитие интереса к родному краю, его историческому прошлому, воспитание чувства гордости за свою малую Родину. Он позволяет закрепить и уточнить знания воспитанников о родном крае.
Публикация «Конспект интегрированного НОД „Моя Родина — Кубань“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
При составлении конспекта НОД были использованы здоровьесберегающие технологии, такие как динамическое упражнение, психологическая минутка, а так же музыкальное сопровождение, которое позволяет снижать утомляемость воспитанников, повышает интерес к материалу.
Тема: «НАША РОДИНА - КУБАНЬ»
Дата проведения занятия: 25 января 2016 г.
Группа: подготовительная
Оборудование:
для детей:
снежинки с примерами
числовые веера
карандаши
д/и «Кто здесь лишний»
телефон/планшет для видеосъёмки
для педагога:
музыка на вход
запись звука смс
презентация с заданиями и видеописьмом от Умки
2 конверта с разрезными картинками «Флаг России» и «Флаг Краснодарского края»
карточки с цифрами
иллюстрации на тему «Как жили раньше»
макет кубанского подворья
домашние и дикие животные (игрушки)
сундук с казачьей одеждой
игра – пазл «Как выращивают хлеб»
мягкая игрушка - сердце
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие
Цель:
Формировать гражданско – патриотические чувства, воспитывать любовь к родным местам и интерес к прошлому и настоящему родного края.
Задачи:
1. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
2. Воспитывать бережное отношение к историческому прошлому, уважение к культуре и традициям кубанского народа.
3. Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, готовность к общению.
4. Обобщать, систематизировать и расширять знания о родном крае, закрепить основные знания об его истории.
5. Расширить представления о государственной символике России и Кубани;
6. Развивать интерес к жизни и труду казаков.
7. Продолжать знакомить детей с народным казачьим костюмом.
8. Закрепить представления о животном и растительном мире Кубани.
9. Упражнять в решении математических примеров, ребусов.
11. Совершенствовать умение самостоятельно выражать свои мысли, умение внимательно слушать вопросы и давать ответы.
10. Развивать внимание, память и мышление.
Предварительная работа:
- НОД по Кубановедению :
«Историческое прошлое Кубани, жизнь и быт казаков», «Моя станица. История возникновения станицы»», «Хлебные поля – гордость Кубани», «Традиции и быт Кубанского казачества», «Символика Кубани» и др.
- беседы о Кубани, предметах быта и одежды и др.
- лепка «Кто в лесу живет» «Хлебные поля – гордость Кубани»
аппликация «Колосок»
художественный труд «Золотые подсолнухи» и др.
- рассматривание фотографий, иллюстраций по теме
- чтение познавательной литературы по данной теме
- разучивание стихотворений о родном крае
- экскурсия в кубанский уголок детского сада
- просматривание презентаций: «Природа родного края», «Как выращивали хлеб», «Традиционная одежда Кубанского народа» и др.
Ход:
I. Создание мотивационного поля (организационный момент).
Слайд 1.
Дети под музыку заходят в музыкальный зал.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Прежде, чем начать, давайте поздороваемся.
Мы со всеми поздоровались, а чтобы на протяжении всего занятия, нам было тепло и уютно, я предлагаю, вам встать в круг и показать свои ладошки. А теперь потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло)
Правильно, это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем своё тепло, своим друзьям и нашим замечательным гостям и говорим все вместе:
Утро настало,
Солнышко встало.
Вместе мы собрались
Друг другу улыбались.
Друг на друга поглядим,
Здравствуй, солнышко, -
сказать хотим!
Дети садятся на ковёр.
2. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.
Ребята, вам интересно, для чего мы здесь собрались?
(Предполагаемые ответы детей)
На экране спряталось слово – тема нашей встречи. Давайте мы его отгадаем, а отгадывать будем по первым звукам каждой картинки.
д/и – ребус «Отгадай слово»
Ребята отгадывают слово Родина – слайды 2-8
Молодцы, верно отгадали. Какое большое и красивое слово — Родина! - Слайд 9. Карта России.
Что такое Родина? Что означает это слово? (Родина — это большая страна, в которой мы живем)
Верно, а называется наша страна (Россия)
Столица нашей страны — … (город Москва)
Ребята, а знаете ли вы, что среди просторов нашей огромной страны есть маленький кусочек, который мы называем - наша «Малая Родина». Да, есть такое понятие как «Малая Родина». Как вы понимаете, что такое «Малая Родина»? Почему так говорят? (Предполагаемые ответы детей)
Это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, город, район, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите.
Как называется наша малая родина, наш край? (Краснодарский край, показывает на карте) - Слайд 10. Карта Кубани
А как вы думаете, почему Краснодарский край называется именно так, Краснодарский, а не, например, Ставропольский? (Потому что главный город Краснодар)
Как можно назвать нашу малую родину одним красивым словом? (Кубань)
Как вы думаете, в честь чего наш край называют Кубань? (В часть реки Кубань)
Дети, а как называют жителей Кубани? (Кубанцами)
Каждый народ любит свою Родину, гордится ею. В её честь слагают стихи и песни.
Анечка прочтёт стихотворение кубанского поэта Владимира Нестеренко.
Степные просторы,
высокие горы.
Два ласковых моря –
Всё это Кубань.
Родная станица,
Открытые лица.
Густая пшеница –
Всё это Кубань.
И хутор, и город
Имеют свой норов,
Особенный говор –
Всё это Кубань.
Воспитатель:
Ребята, смотрите, конверты. Интересно, что в них?
Д/и «Собери флаги»
Дети делятся на 2 команды, собирают пазлы - разрезанные флаги России и Кубани. - Слайды 11 -12
Воспитатель:
Флаг и герб – символы страны. Назовите ещё один символ. (Ещё одним символом России является гимн. Гимн – это песня. Гимн все слушают стоя. В Краснодарском крае тоже есть свой гимн.)
3-4. Открытие детьми нового знания. Самостоятельное применение нового знания на практике.
Звучит сигнал смс.
- Галина Александровна, вам смс-ка.
- (Смотрит) Нет, это не мне.
А, это же видеописьмо!
Слайд 13. Видеописьмо от жителя Северного Полюса - Умки
Здравствуйте, ребята! Живу я далеко – далеко от вас, на Севере. У нас здесь настоящая зима, много снега, мороз! Ух, холодно! Но я слышал, что есть такой край, в котором зимой почти не бывает снега. Мне стало очень интересно. Расскажите, пожалуйста, про ваш край всё что знаете!
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь?
Мы расскажем о нашем крае, на как мы можем передать ему наш рассказ. (Письмо, видео, рисунки)
О чём мы сможем рассказать? (Предполагаемые ответы детей)
Игра «Снежинки с примерами»
Ребята решают примеры, по одинаковым ответам объединяются в группы и садятся за стол с соответствующей цифрой.
1 стол. Как жили раньше.
Дети рассказывают, используя иллюстрации.
Слайд 14. Екатерина 2
1. Давным-давно Россией правила Екатерина 2. Она подарила казакам Кубанскую землю, где мы сейчас с вами живем.
Слайд 15. Казаки
2. Казакам земля очень понравилась. Стали они строить дома и заселяться.
Казаки строили свои жилища возле рек. Почему?
На берегу какой реки появилась станица Азовская? (На берегу реки Убин)
Слайд 16. Хата
3. Дома казаки строили из глины, крышу крыли камышом и соломой, стены белили.
Как называется дом казаков? (Хата)
2 стол. Внутреннее убранство хаты.
Слайд 17. Великая хата
1. В хате было две комнаты: великая и малая хата.
В великой комнате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды, комод для белья, сундуки, нарядно застеленная кровать, на которой было множество подушек в нарядных наволочках.
Слайд 18. Красный угол
2. Центральным местом в доме бы красный угол - божница.
В красном углу были иконы, они крепились к стенам, украшались рушниками и цветами.
Что такое рушник?
На столе – угольнике сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки.
Слайд 19. Малая хата
3. В малой комнате находились печь, длинные деревянные лавки, большой стол.
Для чего в доме нужен большой стол? (Семьи были большие, в семье было много детей)
Слайд 20. Печь
4. Посреди хаты стояла большая печь - груба.
Как вы думаете, для чего нужна печь? (Чтобы отапливать хату, чтобы готовить еду)
Где готовили еду летом? Ведь невозможно топить печь, когда на улице жара? (Во дворе стояла летняя печь)
Какие блюда готовили казачки? (Борщ, вареники, галушки, каши, очень любили мясные блюда, сало)
Раньше готовили в печи, а как готовят еду ваши мамы?
3 стол. Подворье.
Слайд 21. Подворье
У каждой семьи было свое подворье, которое огораживалось плетнём.
Как вы думаете, что такое плетень, для чего и из чего его делали? (Предполагаемые ответы детей)
Для чего нужен колодец?
Чем в наше время заменили колодец? (водопроводными кранами)
Кто знает или видел, как из колодца достают воду? (достают воду из колодца при помощи веревки и ведра).
С помощью чего носили воду? (Для переноса вёдер с водой использовали коромысло)
Что вы видите еще на подворье?
Дети перечисляют, объясняют для чего нужно то или иное строение.
Кто стоит возле этого домика? (Свиньи).
Ребята, а какие вы знаете ещё домашних животных, которые живут на Кубани?
Игра «Посели животное»
Ребёнок выбирает из предложенных животных и птиц домашних животных, называет их жилище.
4 стол. Казак и казачка. Одежда.
Мальчик и девочка наряжаются в кубанские костюмы.
Слайд 22. Домашний труд казачки
1. Жена казака - казачка, занимается дома хозяйством. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, постирать и погладить одежду, приготовить вкусный обед.
Слайд 23. Одежда казака и казачки
2. Казачка носила юбку и кофту. Кофта или «кохточка» были приталенные по бедрам с оборкой — «бабочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный, воротник «стойка» или с вырезом по объему шеи. Юбки пышные, снизу украшенные оборками, шнурком, мелкими складочками. На голове женщины завязывают платки, а девушки вплетают в косы ленты, на ногах казачки носят полусапожки.
3. В казачьей семье главой семьи был казак.
На себя казак надевал рубаху, брюки — шаровары, на голову - папаху, на ноги - сапоги, черкеску с двумя рядами газырей — для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. На поясе казак носил кинжал и саблю.
Слайд 24-25. «Лошадь – лучший друг»
4. Он работал в поле: выращивал хлеб, сажал сады и виноградники, растил скот.
Помогала казаку в работе лошадь. Уже с пяти лет мальчика сажали на лошадь. Она была с ним и в труде, и в бою.
Физминутка
Воспитатель предлагает почувствовать себя казаками и проскакать круг на воображаемых лошадях.
5 стол. Кубань – житница России.
Слайд 26. Кубань – житница России
Д/и «Как выращивают хлеб»
Собрать в правильной последовательности процесс выращивания хлеба
Слайды 27-32
Говорят, что Кубань – житница России. Как вы думаете, что это значит?
На полях выращивается более 100 культур. Что выращивают ещё у нас на полях?
Загадки об овощах - Слайды 33-36
- А еще у нас на Кубани возделывают сады. Какие фрукты выращивают у нас в садах? (Яблоки, груши, сливы, черешню, вишню, виноград, различные ягоды: смородину, клубнику, арбузы, дыни).
Воспитатель:
Не зря в народе говорят: Землю уважай,
Она дает урожай.
6 стол. Животные Кубани.
Д/и «Кто здесь лишний» Слайды 37-42
Из предложенных вариантов ребята должны выбрать и зачеркнуть животных, которые не водятся на Кубани.
5. Рефлексия (итог).
Воспитатель: Спасибо, ребята! Теперь мы эту видеозапись по электронной почте отправим на Север, белому медвежонку Умке. - Слайд 43. Письмо
Игра: «Передай сердечко и скажи словечко» — что понравилось в занятии, что было интересного. - Слайд 44. Заставка
Воспитатель: Сердечко сохранило наше тепло и любовь к родному краю, мы отнесём его в группу.
Дети под музыку уходят в группу.