Наталья Ярушина
Опыт работы «Обучение связной речи детей 5–6 лет. Картинно-графические планы рассказов»
Моя педагогическая находка «Обучение связной речи детей 5–6 лет». Картинно-графические планы рассказов
Наглядно-дидактическое пособие Авторы Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова
28 апреля приняла участие в районной ШПМ "Моя педагогическая находка"
Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании. Дети старшей группы детского сада (5-6 лет) при нормальном речевом развитии должны уметь следующее:
Публикация «Опыт работы „Обучение связной речи детей 5–6 лет, Картинно-графические планы рассказов“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
употреблять сложные предложения разных видов;
при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью;
самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по серии картинок;
без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;
подбирать к существительному несколько прилагательных, заменять слово другим словом со сходным значением;
употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.
Вместе с тем у многих детей этого возраста отмечается специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность проявляется как в диалогах, так и в монологах дошкольников. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. По наблюдениям Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, в речи детей 5-6 лет наиболее часто встречаются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно- следственных связей в тексте.
В работах многих авторов (В. К. Воробьевой, Л. Н. Ефименковой, Н. А. Чевелевой, Т. Д. Ткаченко, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой) приводятся методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки, стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа.
В данном пособии предлагается дополнительный материал для занятий. Этот материал представлен сюжетными картинками, текстами, вопросами к ним, картинно-графическими схемами и планами рассказов.
Тексты рассказов составлены для закрепления и активизации в речи детей изучаемых предлогов, относительных и качественных прилагательных, глаголов.
В картинно-графических схемах и планах рассказов используются обозначения.
По мере изучения гласных букв в схемы предложений вводятся буквенные обозначения предлога У и союза И.
Для обучения детей связной речи, планированию собственного высказывания в пособии предлагаются следующие виды работы, каждый из которых целесообразно проводить в несколько этапов.
I. Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно-графические схемы, планы
Предложить детям рассмотреть картинку.
Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответы с использованием схемы каждого предложения.
Попросить детей послушать получившийся рассказ, который необходимо пересказывать четко по схеме, привлекая к этому внимание детей.
Напомнить, что каждому слову соответствует определенный символ.
Дать задание придумать название рассказу.
Предложить двум-трем детям пересказать рассказ.
II. Пересказ рассказа по картинке с использованием картинно-графических схем, планов
Предложить детям рассмотреть картинку.
Прочитать текст, относящийся к картинке, привлекая внимание слушателей к каждой схеме предложения, к каждому его символу.
Задать вопросы к каждому предложению и формировать ответы с использованием схемы данного предложения.
Еще раз пересказать детям рассказ четко по схеме, затем попросить придумать ему название.
Предложить двум-трем детям пересказать рассказ.
III. Составление рассказов без сюжетной картинки с опорой на картинно-графические схемы, план
Попросить детей рассмотреть картинно-графическую схему каждого предложения.
Задать вопросы к каждому предложению, добиваясь ответов в соответствии со схемой предложения.
Попросить детей послушать получившийся рассказ и придумать ему название.
Предложить пересказать рассказ.
IV. Составление рассказа по сюжетной картинке без опоры на картинно-графический план
Попросить детей рассмотреть картинку.
Задать вопросы по содержанию картинки, добиваясь развернутых ответов.
Предложить детям послушать рассказ.
Предложить детям пересказать рассказ.
Занятие 51. Картинка «Зимой», картинно-графический план рассказа
Текст рассказа по предложениям
Наступила зима.
Снег лежит на дорожках и дорогах.
Дворники сгребают снег с дорожек.
Снегоуборочные машины убирают снег с дорог.
Вопросы:
Что наступило?
Где лежит снег?
Откуда дворники сгребают снег?
Откуда убирают снег снегоуборочные машины?
Воспитатель филиала «Большеутинский детский сад " Ручеёк" Ярушина Н. Е. пополнила игротеку Кукла -мама для с-р игры и демонстрационный материал.
Наша Родина Россия
Расскажите детям о достопримечательностях Москвы
Екатеринбург
Одежда
"Цветы полевые"