Федотова Любовь Викторовна
Дидактическая игра «Домовенок Кузя»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая находка
Самый насущный вопрос, с которым ежедневно в своей работе сталкивается каждый воспитатель - как привлечь внимание детей и мотивировать их на предстоящую деятельность? И тут в голову, приходит масса идей! Хорошо, если приходит… А если нет? Актуально? Конечно - сто раз «да!».
А от чего зависит, захотят ли дети с педагогом одного? А может наоборот, увлекут его за собой? Как найти золотую середину? Если вы хоть раз задавали себе этот вопрос – вы точно педагог!
Публикация «Дидактическая игра „Домовенок Кузя“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Домовой, домовенок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2022
Я заинтересовалась данным вопросом и более детально изучила методы и приёмы привлечения внимания дошкольников.
Условно можно выделить следующие приё мы:
1. Приём. Голосовая и эмоциональная модуляция. Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса педагога.
2. Приём. Модуляция темпа речи.
Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи педагога.
3. Приём. Прерывание речи, использование антиципации (догадки). Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то, на каком слове педагог прервал свою речь.
4. Приём. Жестикуляция.
Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией, при этом ладони педагога открыты, жесты широкие и свободные.
5. Приём. Активное асистирование.
Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта.
6. Приём. Экстрараздражители.
Как бы случайно, но главное – внезапно, педагог роняет ручку, книгу, резко открывает или закрывает окно, дверь, включает или выключает музыку, свет и т. д.
7. Приём. Интрига или загадка.
Педагог начинает занятие с загадочного предмета или загадки. Например: «у меня для вас есть что-то интересненькое; угадайте, что я вам приготовила». Фантазия и изобретательность педагога, способны, привлечь внимание детей.
8. Приём. Обучайте, играя.
Простая фраза: «давайте посмотрим, кто быстрее сможет это сделать…» обеспечит педагогу всестороннее внимание детей и вовлечённость их в образовательный процесс.
9. Приём. Использование цвета.
Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей.
10. Приём. Смена видов деятельности.
Педагог предлагает детям послушать, посмотреть, потрогать, изобразить что-то в движении, а возможно, даже понюхать, смотря, о чём идёт речь. При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте.
11. Приём. «Коробка с сюрпризом».
В начале совместной деятельности появляется коробка с сюрпризом, педагог сообщает детям, что самые внимательные получат подарок в конце занятия. Метод очень эффективен, но использовать его надо не чаще одного раза в месяц, иначе у детей пропадает интерес.
12. Мой самый любимый приём. Присутствие сказочного персонажа.
Как иллюстрации, так и переодетого взрослого. Помогает привлечь и активизировать внимание дошкольников.
Большинство воспитателей в своей работе с детьми, используют классический приём, когда мотивацию задаёт гость – персонаж или игрушка (в зависимости от возраста детей). Сказочный герой, который приходит в гости к детям: знакомится, спрашивает, рассказывает увлекательные и интересные истории, просит о помощи, веселит или провоцирует.
Умеющий слышать детей воспитатель с лёгкостью найдёт такого героя – достаточно понаблюдать за игрой детей. Со мной же случилось иначе. Зачинщик интересных дел, друг детям и помощник мне, появился в нашей группе благодаря проекту «Сказочные жители», реализованного в нашем саду в рамках инновационной деятельности читательского клуба «Читаем вместе с мамой».
В ходе голосования родителей и детей был выбран наш сказочный житель – Домовёнок Кузя.
И тут начинается полезная история, о том, как привлечь внимание детей разнообразить мотивацию, режимные моменты, образовательную и игровую деятельность, однозначно – моя педагогическая находка!
Домовёнок Кузя – это вязаная игрушка, связала её бабушка одной моей воспитанницы. Она соответствует требования к игрушкам в ДОУ:
Эстетичность
Реалистичность
Безопасность для здоровья детей
Имеет обучающую ценность
Не провоцирует детей на агрессию
Интересная и запоминающаяся
Данная игрушка имеет свою особенность, она имеет свой характер.
Новоселье Домовёнка прошло в ходе специально подготовленной мной и родителями, (но неожиданной для детей) - досуговой деятельности, ребята спасали домовёнка от Бабы Яги (её роль играла одна из мам) и сами предложили ему остаться жить с нами в детском саду!
(хочу отметить, что данная методическая разработка заняла второе место во всероссийском конкурсе «Мой лучший урок»).
Ребята сразу решили выделить Кузе кровать, полотенце, личный шкафчик для сменной одежды.
Оказалось, что Домовёнок многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Зато он очень любит заниматься спортом.
Любит природу, много о ней знает и рассказывает ребятам. Кузя активно выражают своё мнение, (с моей помощью) спрашивают непонятное, ошибается, запутывается ребят. Мотивирует их тем самым к действию, будь то режимные моменты, образовательная или игровая деятельность.
Он стал активным участником всех наших занятий.
Мои воспитанники с неподдельным интересом наблюдают за ним, выполняют все его поручения, просьбы, пожелания (иногда и капризы). Вместе учатся новому, интересному.
Домовёнок – отличный помощник в режимных моментах. Он может подсказать ребятам, когда говорить слова приветствия, о необходимости мытья рук напомнит, покажет, как сервировать стол, первый ляжет в кроватку, первый проснется на оздоровительную гимнастику после дневного сна, и т. д.
В волшебной шкатулке Домовёнка дети находят предметы, которые можно обследовать, (выделяя их размер, цвет, величину, форму, призовую игрушку, книжку-малышку, картинки-ребусы, и т. д.
Сколько я видела восторга в глазах детей, когда сообщила им, что Домовёнок хочет посмотреть, где живут ребята? Есть ли у них дома интересные книги, домашние питомцы или игрушки?
Мальчишки и девчонки сами договаривались и решали, к кому и когда пойдёт Кузя в гости. Только у него одно условие – дома ему обязательно нужно почитать сказку на ночь! В группу Кузя возвращался с подарками от семьи ребёнка (новая курточка, шарф или сумочка, конфеты для меня).
Дети подружились с Домовёнком, они считают его своим другом. Он вместе с ребятами посещает праздники и развлечения.
На Новогодний праздник, например дети, решили, что Кузя будет в костюме клоуна.
В сентябре прошлого 2021 года, я проводила своих выпускников в школу и встретила малышей. Домовёнок остаётся для меня незаменимым помощником.
В период адаптации, утром, Кузя встречает ребят, они с удовольствием идут в детский сад. Домовёнок создает весёлое настроение, часто предлагает детям карандаши, мелки для рисования. Он очень любит, когда дети танцуют, поют и веселятся. Для такого случая у него в сундучке всегда найдутся «звучалки», «шумелки», погремушки, колокольчики.
С недавних пор меня заинтересовала еще одна идея. В современном обществе идёт внедрение роботов в повседневную жизнь человека. Вот бы применить технологию робототехники к Домовёнку Кузе… Спрошу мнение своих воспитанников, когда подрастут!
Какие бы приёмы ни использовал педагог в своей работе с детьми, самым важным остаётся то, насколько он чувствует психологическое состояние детского коллектива и каждого отдельного ребёнка. Так же насколько вовремя он может применить тот или иной способ активизации внимания, а нестандартные ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники.