Светлана Чернышова
Моя педагогическая философия. Эссе «Мысли вслух»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое эссе «Мысли вслух»
Моя педагогическая философия
Воспитатель Чернышова Светлана Николаевна
МАДОУ «Детский сад № 49 «Чебурашка»
Малышевский городской округ
2016 год
Мой путь к профессии воспитателя оказался очень долгим. Возможно, я просто не осознавала, что это именно то, что мне необходимо, Пожалуй, сейчас, когда я выпустила первых своих воспитанников в школу, пройдя с ними весь путь от полутора до семи лет, я могу точно сказать - это именно то, что мне необходимо!
Публикация «Моя педагогическая философия, Эссе „Мысли вслух“» размещена в разделах
Кто такой воспитатель? Тот, кто освоил в течение пяти институтских лет премудрости Педагогики? Как применить все имеющиеся знания в жизни, в той повседневной жизни, в которой ты заглядываешь не в учебник, а в распахнутые детские глаза? И что ты можешь предъявить ребенку? Заученную тобой чужую цитату, мнение ученого, правило, обведенное в рамочку, опыт коллег-предшественников? Предъявить можно себя, свое слово, свой поступок. Все то, что ты накопил за всю жизнь, что повидал, чему научился и что, без остатка, готов отдать.
Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. В самом начале своей профессии, была убеждена, что главное условие в воспитании — это ответственность. Ответственность перед государством, обществом и, конечно, перед воспитанником. Любовь к детям для меня было необходимым, но недостаточным условием. Важнее был профессионализм и мастерство. Несомненно, все эти условия очень важны. Но ты никогда не достигнешь профессионализма и мастерства в работе воспитателя без любви к детям. И не о какой ответственности и речи не может быть, если ты равнодушен к своему воспитаннику. Еще Макаренко был уверен, что вырастить счастливого человека без любви невозможно. А ведь мы должны растить детей счастливыми!
Никогда не думала, что можно научиться любить, по-настоящему любить, чужих детей. Можно. Пять лет, изо дня в день ты приходишь на работу, видишь этих детей каждый день, и не просто видишь, а «живешь» с ними. С тобой они растут, капелька по капельке, шаг за шагом, преодолевая трудности и радости. А с ними растешь и ты: учишься у них, меняешь свои взгляды и на жизнь, и на профессию. И вдруг понимаешь, что действительно их любишь. Разных: и когда они плачут, и когда смеются, когда задают один и тот же вопрос по много раз, и когда вообще не умеют говорить. Когда хулиганят, и когда обнимаются, и даже когда обижаются «Я к тебе больше не приду!». Понимаешь, что это твои дети, твои воспитанники, когда видишь в них саму себя: как они читают стих, играют роль, танцуют, рисуют, рассуждают, получают награды… И мысленно гордишься ими.
Конечно, ты не плачешь каждый день, когда их забирают домой. Ты плачешь, раз в пять лет, в конце мая, когда вдруг ясно осознаешь, что Даши, Насти, Лизы и Димы… уже не будет в твоей группе. Они не придут с утра и их глаза не встретятся с твоими глазами, они не возьмут тебя за руку – они уходят от тебя, и это грустно, каждый раз. Ведь говорил Мудрый Лис: «Когда кого-нибудь полюбишь, то приходится плакать». Ты сама им часто читала это.
И они уходят из детского сада, уходят в другую жизнь, но в сердце остаются навсегда.
Кажется, что другие дети будут чужими, и ты не сможешь их полюбить так, как прежних. Но, увидев открытые взгляды малышей, понимаешь – ты им нужна. И так из года в год… Жизнь продолжается.