Галина Большакова
Эссе «Моя педагогическая философия»
«Моя педагогическая философия»
«Ты помнишь, как все начиналось? Все было впервые и вновь…». Раздаются знакомые слова песни из радиоприемника. А как все начиналось у меня? Нет, у меня не начиналось, у меня продолжалось. Я выросла в семье учителей. Я помню, как родители относились к своей работе, как часами готовились к урокам, чтобы расширить учебные программы за счет интенсификации обучения. Как работали над использованием на уроках современных технических средств. В кабинете моей мамы уже в начале восьмидесятых была интерактивная доска, спроектированная по чертежам отца. Конечно, их волновали не только проблемы обучения детей, пожалуй, проблемы воспитания для них были не менее важны. Я не помню каникул, которые бы родители провели без своих учеников. Незабываемым событием моего детства был зимний лагерь «Снежная республика». В организации этого лагеря участвовали самые талантливые педагоги города. В том числе и мой отец – В. М. Пешков. Все события снежной республики были пронизаны идеями С. А. Шмакова об игре. Он выдвигал игру как один из соответствующих законам детства педагогических принципов, которыми следует руководствоваться в своей профессиональной деятельности педагогу. Сам он был неиссякаемой копилкой всяких идей. Каждый наш день был наполнен интереснейшими досугами или подготовкой к ним.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
После школы передо мной не стоял вопрос о выборе профессии, конечно, я поступила в педагогический институт. У меня и мысли не было, что быть педагогом – это не престижно, что педагогами становятся люди, ограниченные какими-то способностями! Ведь все мое детство прошло рядом с людьми, обладающими высокими профессиональными и человеческими качествами. С тех пор, вся моя профессиональная деятельность посвящена детям.
Больше десяти лет я работала в детском доме. Для каждого своего воспитанника я должна была стать мамой. Это требовало больших эмоциональных усилий. Тем более, что у наших воспитанников наблюдалась различная степень интеллектуальной недостаточности. Милосердие - вот главное качество, которым должен обладать воспитатель детского дома. Никаких методических пособий по работе с такими детьми у нас не было. И все-таки, совместными усилиями нам удалось организовать воспитательно – образовательный процесс, следуя принципам коррекционной педагогики. Работа в детском доме стала нелегким испытанием для меня как человека и как педагога.
Сейчас я работаю в детском саду. Безусловно, работа в детском саду отличается от работы в детском доме. Главной задачей моей работы в детском доме был поиск методов и приемов, эффективно компенсирующих недостатки психофизического развития детей и последствия ранней психической и социальной депривации. Программа детского сада основывается на современных подходах к воспитанию детей, предусматривает создание в детском саду условий, обеспечивающих детям психологический комфорт и их всестороннее развитие. Много навыков и умений требуется воспитателю, чтобы стать полноправным участником современного педагогического процесса. Воспитатель должен владеть современными техническими средствами обучения, владеть современными игровыми технологиями,владеть навыками, позволяющими организовать проблемное обучение, поисковую деятельность детей… Уровень владения этими умениями и навыками соответствует, по-моему, степени профессионализма педагога. В своей работе я стараюсь следовать принципам современной педагогики и постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Я, как и тысячи моих коллег, стремлюсь воспитать в каждом ребенке личность. И меня, как и многих педагогов волнует перегруженность детских садов. Приемлема ли сегодня, в 21 веке, методика «оптового» воспитания? Детский сад - это же не цех массового производства стандартно обученных и воспитанных детей. «Тут надо лелеять каждую частицу души ребенка, воспитывать каждую клеточку маленьких сердец чувством любви к человеку». Надеюсь на начавшиеся перемены в образовании. Тем более, что ФГОС направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста. Я рада, что участвую в процессе реформирования дошкольного образования. Считаю, что у педагогов особая миссия в начавшемся процессе реформы. Только педагог, а никто иной, может реформировать образование, и он же, увы может деформировать его.
Кто такой современный педагог? «Это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы зажечь их мечтой о завтрашнем дне, впустить в радости сегодняшнего дня светлый, прозрачный, веселый ручеек их завтрашней жизни».
Стать для своих воспитанников таким человеком из будущего, в этом, наверное, и есть смысл моей педагогической философии.