Алла Пономаренко
Конспект НОД «Моя малая Родина» (село Грузское)
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс по теме «Путешествие по своей малой Родине»
(для детей старшей и подготовительной подгрупп)
Цель: Воспитание у ребят нравственно-патриотических чувств за край, где они живут, за свою малую Родину.
Задачи:
Образовательная:
-закреплять представления воспитанников о своем родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой родине, о том, что для каждого человека малая Родина — это место, где родился, где он живет;
Публикация «Конспект НОД „Моя малая Родина“ (село Грузское)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
-формировать умения правильно строить предложения, обращать внимание на употребление местоимении: мой, моя, наша;
— дифференцировать понятия край — страна;
Развивающая:
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, родного края;
-развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, фонетическое восприятие, логическое мышление, воображение, память, речь с движением; развивать речь, как средство общения, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы педагога; активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина», названия городов;
-развивать у воспитанников внимание, воображение, кругозор.
Воспитательная:
-воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к краю, к природе; чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает через доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.
Материалы и оборудование: карта России, карта Белгородской области, макет автобуса, значки «настроения», мольберт, модель-карта России, записка,ноутбук.
Предварительная работа:
-беседы: «Наша Родина Россия», «Государственная символика России и Белгородской области»;
-рассматривание иллюстраций, карт, разучивание стихотворений о родном крае, дидактические игры, ребусы, экскурсии;
Ход НОД:
-Здравствуйте, дорогие мои ребята, мы с вами поздоровались, поприветствовали друг друга.
-Что это значит — здороваться? А, значит, что мы пожелали друг другу?
(Ответы воспитанников).
-Совершенно верно, мы пожелали здоровья, улыбок, радости, бодрости…
-Улыбнитесь друг другу! И пожелайте хорошего дня.
-Ребята, подойдите к мольберту. Посмотрите внимательно, здесь спряталось слово. Давайте мы его отгадаем, а отгадывать будем по первым звукам каждой картинки. (Воспитанники отгадывают слово «Родина»).
-Молодцы, верно отгадали. Какое большое и красивое слово — Родина!
А, сейчас, послушайте, что я хочу вам рассказать.
В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее на планете Земля, жила-была одна мудрая матушка, наша большая Родина, звали ее Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, так о России писал поэт Сергей Есенин. И у этой матушки было много детей – это наши города, и села.
-И сегодня, ребята, я приглашаю вас в виртуальное путешествие к одному из сыновей нашей Родины - село Грузское - наша малая Родина. Вы готовы?
-А как можно путешествовать? На чем? (Ответы воспитанников).
-Отгадайте загадку и вы узнаете, на чем мы с вами отправимся путешествовать?
Загадка: С рогами, а не коза, с педалями, но не машина? (велосипед).
-Садитесь, пожалуйста, на ваши велосипеды, нам пора в путь.
(под тихую музыку, воспитанники, сидя на стульчиках, имитируют движение на велосипеде, проговаривая чистоговорку).
Ритмическое упражнение «Велосипед» :
Ед — ед — ед —едет мой велосипед?
Да — да — да — быстрая езда.
Али — али — али — нажимаю на педали.
Аль — аль — аль — быстро мчусь я вдаль.
- Вот и приехали, и первая наша остановка — «Историческая».
-Ребята, есть такая наука история и география. Ученые и географы изучают наш край. Они пишут книги, составляют для нас карты. Посмотрите на эту модель-карту — это Россия, вот она, какая большая наша страна!
-Как вы думаете, ребята, на что, она похожа? (Ответы воспитанников).
-Верно, ребята, она похожа и на тучку, и на птицу, которая широко распахнула крылья. Посмотрите, а здесь находится Белгородская область, а это маленькое пятнышко наше село, наша малая Родина.
А сейчас ребята давайте перенесёмся в 1640 год.
До постройки города-крепости Белгородской оборонительной черты на территории нашего села не было никаких поселений. И только построенные в конце шестнадцатого века города Белгород, Оскол, Валуйки способствовали началу заселения нашего края. Русское население стало разъезжать по той части степи, где еще не забыты были старые названия рек и речек и намечать на ней места своих будущих оседлостей. Поэтому название нашего села произошло от названия небольшой речки Грузской, называвшейся также
Локонка или Малышка.
Первыми на новые места посылались отцы семейств и их старшие сыновья. Они устраивались дворами, пахали пашни, сеяли хлеб. По первому зимнему пути переселялись на новые места жены и младшие дети. Основную массу переселенцев составляли украинцы. Поэтому у нас так много украинских фамилий. Это - Тарасенко, Ищенко, Оноприенко, Василенко, Пономаренко.
Великая Отечественная война прервала жизнь мирного населения. Основное мужское население ушло на фронт. Больших боев на территории села не происходило. Село было освобождено советскими войсками 7 августа 1943 года.
В память о тех годах в селе воздвигнут мемориал : скульптура женщины-селянки с ребенком на руках, и бюсты Героям Советского Союза, уроженцам села Байцуры Г. Д. Прокопенко и Г. И. Спольник. И мы каждый год приходим почтить память погибших минутой молчания.
А сейчас перенесемся в современность. Сегодня наше село – один из красивейших уголков Борисовского района. С красивейшими пейзажами и зеркально чистыми прудами, где летом и зимой ловят рыбу рыболовы. На территории нашего село водятся лисы, кабаны, бобры и многие другие животные и птицы.
День 20 января 2009 года открыл новую страницу истории и нашего родного села Грузское. Произошло событие большой важности: был освящен Закладной камень будущего храма в честь святителя Николая-чудотворца, а 3 октября 2010 года храм-красавец был открыт.
А 22 мая, в день памяти Николая Чудотворца, у нас проходят традиционные празднества по случаю праздника села.
-А кто может мне сказать, что еще находиться в центре села? (Ответы детей).
-Ребята, а у вас в семье есть свои традиции, праздники? (Ответы детей).
- Ребята, а здесь лежит записка, видно для нас. Давайте мы ее прочитаем:
«Здравствуйте, ребята! Мы знаем, что вы посетите нашу остановку. А еще, мы знаем, что вы живете в с. Грузское, а как называются улицы вашего села, предлагаю поиграть в игру «Знаешь — называешь и передаешь».
-Ребята, а что я держу в руке? Флажок.
-Правильно
Объясняю правила игры : «Знаешь — называешь и передаешь». Стаем в круг и передавая флажок с названием улицы, которую вспомнили.
Игра «Знаешь — называешь и передаешь».
(Воспитанники передают флажок друг другу и называют улицы).
А сейчас, ребята, я хочу вам прочесть замечательное стихотворение нашего местного поэта Василия Кругового.
«Родное село»
Я смотрю на родное село
В ясный день или в непогоду.
Я хочу, чтоб оно расцвело
Краше было бы год от года!
Чтоб сияли улыбки людей,
Чтобы были счастливыми лица.
Видеть в нашем пруду лебедей,
Соловья слышать, писк синицы.
В летний дождь грозовой раскат
Я люблю. И с большим волнением
Провожать золотой закат
И рассвет встречать с восхищением!
Я люблю вешний сад в цвету,
В летний зной золотые нивы
И лелеять свою мечту
На рыбалке, под сенью ивы.
Люблю Грузское я давно
И верьте: не несу здесь вздор я,
Оно такое ведь одно
На всем просторе Белогорья!
-Молодцы, ребята! Но, нам пора в путь. И я предлагаю вам продолжить наше путешествие пешком.
В лес весенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь. Все готовы? (ДА).
Динамическое упражнение «На прогулку в лес» :
Раз-два-три, раз-два-три — по дорожке мы пошли.
(Шаг марша).
Петлять тропинка начала среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко, головушку подняв.
(Ходьба змейкой).
Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали.
(Прыжки с продвижением вперед).
Впереди течет ручей, подходите поскорей.
(Ходьба на носках, руки — в стороны).
Руки в стороны расставим, переходить его мы станем.
Раз-два, раз-два — (прыжки).
Позади теперь вода! (маршировать).
Раз-два, раз-два — (прыжки).
Позади теперь вода! Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко. (Маршировать).
Лес весенний увидали и к нему все побежали.
(Бег по кругу).
Посмотрели на бегу, что растет в этом лесу.
Остановка «Грузсчаночка».
- Чудесна, богата и разнообразна природа нашего села. Давайте посмотрим на экран! – видео ролик «с. Грузское», ребята, а для чего человеку нужна природа? (Ответы воспитанников).
-А теперь, ребята, представьте себе, что вы находитесь на берегу нашей реки.
-Какой чудесный воздух! И дышится легко. Давайте, ребята, подышим чистым воздухом.
Упражнение на дыхание «Аромат».
( Воспитанники вместе с педагогом выполняют упражнение на дыхание: через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А — ах!»). Звучит спокойная музыка тихо.
-А, что мы услышим еще? (Пение птиц, жужжание насекомых и т. д.).
-Как вы думаете, каких птиц мы увидим? (Дятла, ворону, воробья, диких уток, а еще каждый год к нам прилетают лебеди и т. д.).
-А сейчас, ребятки, я хочу поиграть с вами в очень интересную и полезную игру, чтобы ваши глазки отдохнули и всегда были здоровыми.
Гимнастика для глаз:
Белка дятла поджидала, (резко перемещать взгляд вправо-влево).
Гостя вкусно угощала: — ну-ка, дятел, посмотри —
(Перемещать взгляд вверх-вниз).
Вот орехи: раз, два, три! — Пообедал дятел с белкой
(Помигать глазами,
И пошел играть в горелки.
(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами).
-Ой ребята что то мы с вами загуляли пора возвратится детский сад.
-Подойдите все ко мне. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались и о чем мы говорили? (Ответы воспитанников).
-Вы все, ребята, молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы справились со всеми заданиями, прошли все трудности и нашли свои знания. (Индивидуальное поощрение).
- Прикрепите значки - настроения на доске.
( Варианты значков: «солнышко» — на душе светло, радостно; «тучка» — на душе пасмурно).
-Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитанники уезжают на «автобусе», проговаривая ритмично слова:
Рано утром спозаранку он выходит на маршрут,
И его на остановке с нетерпением все ждут.
Маму с папой на работу отвезет за пять минут.
Этот транспорт очень важный, все автобусом зовут.
Быстро наш автобус мчится и плохого не случится.
(С. Иванов).