Ломова Ирина
Работа с детьми по правилам дорожного движения (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из направлений деятельности нашего дошкольного учреждения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
В течение многих лет, являясь руководителем творческой группы МБДОУ по формированию у воспитанников и родителей устойчивых положительных привычек безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде, создала систему организационно-педагогической работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения (ПДД) от второй младшей до подготовительной к школе группах.
Публикация «Работа с детьми по правилам дорожного движения (опыт работы)» размещена в разделах
Разработанная система включает все важные составляющие: цели, содержание, методы, средства и формы обучения, рекомендации к предметно-развивающей среде. Включает в себя теоретический и, большей частью, практический материал по формированию, развитию и повышению уровня компетентности безопасного поведения не только у маленьких граждан России, но и у воспитывающих их взрослых (педагогов и родителей).
Детей привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт, но наблюдение за жизнью улицы, не обеспечивает формирование правильных представлений о ПДД. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Изучив исследования психологов, что у детей наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении, я начала обучение детей правилам поведения на улице. Известно, что соблюдение правил – это результат общей воспитанности. От того, насколько ребёнок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь, а жизнь детей, их здоровье, забота о них – это самый важный вопрос. Я считаю, вырасти дисциплинированными пешеходами, уберечь детей от аварий, обязаны помочь все, кто непосредственно общается с детьми, это долг каждого взрослого.
Обучение дошкольников ПДД охватывает все виды деятельности, формы которых различны: прогулки, экскурсии, занятия в учебно-игровом Автогородке на территории МБДОУ, игры, развлечения. Моя основная задача – привить детям необходимые навыки безопасного поведения на дорогах в различных дорожно-транспортных ситуациях, дать возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность её избежать, сформировать соответствующую модель поведения.
В своей работе, я использую комплексные, интегрированные, развивающие и обучающие занятия, соответствующие возрасту детей, которые способствуют развитию познаний окружающего мира, конкретно улицы, дороги, места пешеходов на них; развитию творческой инициативы каждого ребенка. Использую игровой материал, напольные и настольные макеты, где дети самостоятельно моделируют различные ситуации на дорогах.
Кроме этого, работу по обучению дошкольников безопасности, я организую через проблемное обучение, самостоятельную работу детей, диалог с ребенком, моделирование, проектную деятельность, ситуации общения, главное – пробуждать интерес ребенка, чтобы он сам охотно включался в любую деятельность, которая ему больше нравится. Из моего опыта работы по обучению детей ПДД видно, чем разнообразнее формы работы с детьми и интереснее методы, тем лучше у детей знания по безопасному поведению на дороге. Для повышения познавательной активности в процессе работы по ПДД использую театрализованные постановки. Театрализованная деятельность используется, через настольный, кукольный, теневой театры, где дети не только показывают свои знания по данной проблеме, но и передают настроение героев, выражают своё личное отношение к ситуации, которая разыгрывается в сценарии.
Активные участники в процессе обучения детей ПДД, родители воспитанников. Они закрепляют знания детей, полученные в детском саду, и знакомят детей с правилами безопасного поведения на дороге, через обсуждение с ребенком различных дорожных ситуаций, при рассматривании картин, чтении книг.
Чтобы родитель помог ребенку усвоить ПДД, он и сам должен быть грамотным в этих вопросах, знать и соблюдать правила безопасного движения, быть личным примером. Для того чтобы напомнить родителям о некоторых правилах поведения на дороге, я разработала рекомендации, памятки и листовки. Кроме этого, взаимодействую с родителями через родительские собрания, семинары практикумы, через участие родителей в вечерах досуга с детьми по ПДД, организую на базе д/сада встречи с инспектором ГИБДД, на которых родители повышают уровень своих компетенций по данной проблеме.
Среди многих интересных методов взаимодействия с родителями я выделяю проектную деятельность, эффективный метод взаимодействия с детьми, который позволяет быть дошкольникам активными субъектами образовательного процесса. Входя в проектную технологию, родители, взаимодействуют с детьми на равных. Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.
Результатом всей работы является отсутствие фактов детского дорожно-транспортного травматизма среди детей посещающих детский сад, а также – высокий уровень знаний детей-дошкольников правил дорожного движения, ещё раз доказывая ценность совместной работы в освоении детьми ПДД.
.