Неваева Наталья
Знакомимся с правилами дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Мой подход к организации работы по ознакомлению детей с правилам дорожного движения, обучению детей безопасному поведению на улице и профилактике.
Я выбрала эту тему потому, что считаю ее жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире.
К сожалению год за годом актуальность проблемы детского дорожно-транспортного травматизма диктует сама жизнь.
Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность нас взрослых: родителей и педагогов.
Публикация «Знакомимся с правилами дорожного движения» размещена в разделах
Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице.
Мой подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
1. развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
2. обучение детей дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
3. воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
4. обогащение представлений детей о здоровье. Формирование чётких представлений о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
При построении системы работы с детьми по изучению правил дорожного движения я учитываю три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:
• Ребенок – пешеход;
• Ребенок – пассажир городского транспорта;
• Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).
Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения является создание развивающей среды: в группе имеется уголок по обучению детей правилам дорожного движения, мы творчески и с фантазией отнестись к его оформлению, также в информационно-методическом кабинете ДОУ есть раздел с дидактическими материалами по ПДД.
Решение выше изложенных задач осуществляется:
через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок и экскурсий, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д. ;
в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.
в игровых и практических ситуациях на транспортной площадке ДОУ применяя макеты.
посредством самостоятельной и организованной игровой деятельности
в процессе создания с детьми мультимедиа проектов (иллюстрирование сказок и историй по ПДД)
Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Моя задача не столько обучить, сколько научить правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах.
Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняются, уточняются, дополняются, для этого каждый год составляется тематический план работы, начиная со второй младшей группы.
Полученные детьми знания закрепляются во время проведения всевозможных мероприятий: проектной деятельности, игр, викторин, конкурсов рисунков и плакатов, создании карт безопасных маршрутов от дома до детского сада, просмотров видеофильмов по безопасности дорожного движения, чтение художественной литературы, обсуждение дорожных ситуаций, наблюдения, беседы, проблемные ситуации, экскурсии.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится:
организации игровой деятельности, в которой формируются пространственная ориентация и умение применять эти знания на практике.
заполнению детских анкет, созданию карт безопасных маршрутов
моделированию (переносу знаний в жизненную ситуацию)
Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствует закрепление навыка движения по улице на прогулке, выполнение детьми отдельных поручений. Например: прежде чем пойти с детьми в библиотеку, я предлагаю им вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут, нарисовать маршрут, затем назначаю двух ребят, которые ведут всю группу по назначенному маршруту. В этом случае, не смотря на то, что воспитатель идет рядом, дети чувствуют себя ответственными за порученное дело, они действуют сознательно.
Особо хочу отметить использование в своей работе приема «проговаривания», мои подготовишки, как птица-говорун в известном мультфильме, постоянно проговаривают свои действия, чтобы они становились частью их мышечной памяти и внутренней речи.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах кропотливая и не терпит суеты и спешки. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. чтобы дошкольник не только запомнил и осознал алгоритм поведения, но и действовал в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.
Работа воспитателя по усвоению детьми правил безопасного движения быть может эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями воспитанников.
При организации такого сотрудничества важно помнить, что оно не должно носить декларативный и назидательный характер. Поэтому осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с семьями воспитанников, я строю контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими в процессе ее усвоения. В одном случае более оправданным окажется индивидуальный диалог с отдельными родителями, в другом - знакомство с публикациями из местной и центральной прессы.
С этой целью я провожу встречи с родителями, специально посвященные вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма : «Какие привычки детей, безобидные возле дома, опасны на проезжей части улицы?», «Роль родителей в профилактике дорожно-транспортного травматизма детей», «Скоро ваши дети пойдут в школу и станут самостоятельными».
На наших мероприятиях родители обучаются методам формирования у детей правильного поведения и ознакомления с Правилами дорожного движения.
Так же частыми стали встречи «За круглым столом» с участием инспектора ГБДД Горчавкиным Александром Юрьевичем. Он проводит обсуждение проблем детского дорожно-транспортного травматизма, беседы, содержащие практические советы и рекомендации для родителей. С этой же целью в родительском уголке группы имеются рекомендации для родителей по обучению детей правилам безопасного поведения, по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Для повышения интереса родителей и детей к дорожной азбуке, мы организуем различные виды досуговой деятельности: викторины, конкурсы, праздники.
Так, стало хорошей традицией в конце учебного года проводить конкурс «На лучший рисунок по безопасности дорожного движения», обязательным требованием которого является участие взрослого и ребенка.
Очень интересными были КВН «Папа, мама и я – знающая дорожную азбуку семья» с участием родителей, где папы и мамы вместе с детьми выполняли различные задания по правилам дорожного движения В проведении КВН и подведении итогов конкурсов помогал инспектор ГИДД Горчавкин Александр Юрьевич. Такие мероприятия очень важны, ведь родители и дети выступают единой командой, а в каких-то случаях дети выступают учителями своих родителей. Как признались многие родители, они никогда раньше не задумывались над проблемой детской безопасности на дороге, считали, что их дети еще малы.
Моя работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах кропотливая и не терпит суеты и спешки. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Только такая работа может принести желаемые результаты. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. чтобы дошкольник не только запомнил и осознал алгоритм поведения, но и действовал в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.
Этот год самый важный в решении задач подготовки моих воспитанников к безопасному поведению на дороге,ведь мои подготовишки– будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира, налицо положительные результаты:
сформированность привычки сдерживать свои порывы и желания,
самоконтроля и самоорганизации, достаточно высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге : понимание того, что является правильным или неправильным, устойчивые знания правил безопасного поведения на улице.