Маргарита Софронеева
Эссе «Мои педагогические принципы»
▼ Скачать + Заказать документы
Английский язык всегда был моим любимым предметом в школе. Мы обожали своего учителя Кощееву Людмилу Аркадьевну и старались быть на нее похожими. Я всегда хотела знать английский и свободно общаться, как наша учительница. Сейчас я сама педагог английского и так же стараюсь привить любовь детей к своему предмету. Как? Думаю, главный секрет – это искренне любить свое дело. Людмила Аркадьевна не имела компьютера, электронной доски, учебников, отредактированных носителями языка. Да что там, у нас не было даже цветного мела. Но это не мешало передавать знания. Она искренне любила свое дело, и эта любовь к языку, увлечённость, бесконечная любознательность передавались нам. Прошло много лет, а я до сих пор люблю английский зык. Это первая аксиома моей профессии, всей моей жизни – любить свое дело.
Публикация «Эссе „Мои педагогические принципы“» размещена в разделах
Вторая аксиома – это атмосфера на занятии. Искренность и тёплый взгляд – это то, с чего начинается педагог. Ребенок открывается, когда чувствует себя в безопасности, и это первое, что я стараюсь дать своим детям. Наверное, правильнее сказать «воспитанникам», но в жизни я часто говорю «мои дети». Так вот, второй шаг на пути к английскому, это создание дружеской и безопасной атмосферы. Я всегда начинаю занятие с приветствия, мягкой улыбки и доброжелательного внутреннего настроя. Дети чутко это улавливают. Если я настроена доброжелательно, то и они улыбаются. Атмосфера на занятии важна не менее, чем знания. Если ребёнок закрыт, расстроен, напряжен, он не будет слушать, не сможет сосредоточиться, какие бы красивые картинки я ему ни показывала. И наоборот: добрый взгляд, понимание, терпение – все это помогает учить язык эффективнее, чем что бы то ни было. Как говорил Олег Казанский: «…дело не в методике преподавания (хотя в ней тоже что-то есть, не в принципах и методах воспитания и обучения, а дело в самом человеке, который приходит на занятие». Эти слова звучат в голове каждый раз, когда я вхожу в аудиторию.
Третье неприкословное правило, которому я сама следую – развивать коммуникативные навыки. Язык – это средство общения, и наша задача использовать его по назначению, то есть чтобы общаться. Знакомиться с новыми людьми, передавать знания, что-то спрашивать. Сами по себе грамматические времена не имеют большого значения, но они - наши главные помощники в разговоре. И я стараюсь демонстрировать это детям. Большинство лексики и грамматики мы отрабатываем через диалоги. Простые житейские разговоры: «Как тебя зовут»? «Что ты делал вчера»? «Как ты помогал маме»? «У меня завтра день рождения, я тебя приглашаю». «Я бы съел мороженое». Мои дети проигрывают эти ситуации и в будущем, попадая в аналогичные, знают, что и как сказать. Очень важный момент в изучении языка – дать ребенку «ключик» к любой ситуации. Как вести себя здесь, как ответить там, что спросить, как поддержать беседу, как познакомиться, как попросить помощи. Казалось бы, мы учим английский язык, но в итоге, мы учимся жить и взаимодействовать с миром. Я не говорю: «Так, дети, на услугу нужно всегда говорить «спасибо», будьте вежливы. Нет, мы просто разыгрываем диалог, где есть «спасибо», «пожалуйста», «обращайтесь», «всегда рад помочь». Изо дня в день дети привыкают к такой манере общения на любом языке. Иностранный язык - это не только язык, но и умение общаться.
Четвертый важный момент – дать ребенку уверенность в своих силах. Это достигается через вариативное повторение. Изо дня в день мы повторяем, заучиваем, разыгрываем диалоги. И изо дня в день у детей растет уверенность в своих знаниях. Они слушают меня, говорят сами, слушают одноклассников, смотрят видео на английском. Со старшими детьми я практикую занятия с приглашением иностранцев. Поначалу все тушуются, но это не беда. Я начинаю проигрывать школьные диалоги с гостем, и дети, попав в знакомую ситуацию, постепенно подключаются. Возникает «Вау-эффект». Ребенок понимает речь незнакомого человека. «Ого, я и правда говорю на настоящем английском! И понимаю ответ!» Дети становятся по-настоящему уверенными в своих знаниях. Пропадает языковой барьер. Вырастают крылья. Приходит осознание, что язык – это ключик ко всему миру.
Из таких уроков вытекает пятая педагогическая аксиома - поиск новых форм и методов обучения. Чем разнообразнее форма подачи материала – тем лучше. Одно и то же слово, например, «an apple» (яблоко) мы проговариваем, отрабатываем в вариативных упражнениях, ловим на удочку среди других слов, используем в диалоге, в лото, в описании опорного конспекта. Лексическая единица – одна, форм – много. В результате ребенок учит слово не в переводе, а как объект в разных ситуациях. Если я могу принести яблоко на урок, отлично! Мы его потрогаем, понюхаем, нарисуем, передадим другу. Сложнее с такими абстрактными словами как «душа», «космос», «дружба». Но это уже задача для меня, как для учителя – найти новую форму и метод передачи учебного материала. Поэтому я сама стараюсь постоянно учиться: разнообразные курсы и семинары, публикации и конкурсы, открытые уроки и круглые столы, тонны книг и общение с носителями. Это помогает быть в курсе методологических новинок. Я очень хочу быть понятной и интересной детям.
Один из таких методов обучения – это ИКТ-технологии. И это – шестая аксиома моей педагогической деятельности. Мы с детьми используем ИКТ для закрепления материала: играем в шарады, заполняем кроссворды, смотрим видео на английском. Казалось бы, что такого необычного - включить видео? Чем это поможет ребенку? Поможет. Не всегда мы можем послушать носителей языка вживую, но всегда под рукой есть видео, на котором разные люди, с разной внешностью и акцентами говорят на английском. Конечно, яркого «Вау-эффекта» не получится, но поможет отработать новую лексику и грамматику. Кроме того, ИКТ-файлы всегда можно передать ребенку или родителям для повторения дома. Это очень удобно.
Таковы мои педагогические аксиомы. Среди них нет главных и второстепенных. Они взаимосвязаны и являются составляющими единой системы обучения. И воспитания. Они кажутся очень простыми, но ведь в простоте – гениальность.