Людмила Евдокимова
Опыт работы «Игра как азбука общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад из опыта работы
воспитателя МБДОУ детский сад общеобразовательного вида№2
Евдокимовой Людмилы Аркадиевны.
Тема:" Игра как азбука общения ".
Ни для кого не секрет, что игра занимает одно из ведущих мест в жизни ребенка дошкольника. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Публикация «Опыт работы „Игра как азбука общения“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Проанализировав свой опыт работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу: игру можно использовать, как средство формирования способности к общению, так как с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также и взрослыми. В своей работе стараюсь выстраивать занятия в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям. Содержание проводимых мною занятий-игр, предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер, что и называется культурой общения. В ходе занятий я стремлюсь подвести детей к тому, что считаю главным, - к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников.
В связи с этим я поставила перед собой следующие задачи:
- способствовать формированию у детей гибкого ролевого поведения;
- оказывать косвенное влияние на взаимоотношения детей в игре, предоставляя им самим решать возникшие проблемы;
- поощрять стремление развернуть самостоятельную игру, подобрать партнеров, материал для игры;
- использовать праздники, дни рождения детей для проведения игр;
- способствовать тому, чтобы ребенок поддерживал и развивал игровую идею других детей и сам предлагал сюжет;
- продолжать рассказывать и читать детям о быте и труде взрослых;
- предоставлять детям возможность и время для разворачивания игрового действия, способствовать тому, чтобы в игре они чувствовали себя свободно и непринужденно;
- подавать примеры творческого подхода к игре (придумывать новые способы использования знакомых предметов);
- предлагать объединить разные роли в один сюжет (маму с детьми летчики перевозят на вертолете на необитаемый остров);
- способствовать придумыванию новых игровых сюжетов: «переваривание» привычных ситуаций, действий, поступков; опираясь на заранее приготовленные атрибуты (бинокль, шляпа, веер) или заданные слова («вертолет», «футбол», «слоны»); объединять персонажей из разных сказок в один сюжет («салат из сказок»).
При реализации поставленных задач, я руководствовалась такими педагогическими технологиями, как обучающая, игровая, здоровьесберегающая, информационно – коммуникативная, технология личностного взаимодействия педагога с детьми.
Так же были привлечены родители, которым было предложено:
- поощрять стремление детей: изображать животных; вводить новые роли в старые сюжеты (например, Карлсон участвует в игре «Дочки-матери»);
- сочинять волшебные истории про самих себя;
- придумывать приключения героев сказки в современных условиях (например, колобок в семье, в детском саду);
- придумывать продолжение известных сказок, изменяя поступки персонажа;
- бережливо относится к игровым замыслам детей;
- не критикуя, понимать и принимать игровое поведение ребенка;
- поощрять инициативу ребенка, не осуждать за беспорядок во время игры;
- способствовать речевому общению детей с куклами и другими игрушками, а так же воображаемыми персонажами;
- играть в «превращения» (например, диван превратился в зеленую лужайку с цветами, а девочка – в бабочку: далее придумываются ее приключения, вводятся новые участники).
Мой опыт работы состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются цель, задачи, формы и методы работы. Она состоит из трех этапов:
1-й подготовительный (изучение методического материала, индивидуальное тестирование детей, анкетирование родителей, разработка перспективного плана работы, подготовка наглядно-дидактического материала);
2-й основной (проведение консультаций и бесед, создание игровых ситуаций для дошкольников, разработка ряда игровых занятий, подбор соответствующей художественной литературы);
3-й заключительный (повторное тестирование детей, анкетирование родителей, выставка детских работ изготовленных вместе с родителями, под названием «Играем вместе», показательное занятие в подготовительной группе «Путешествие в страну ИЗО»).
По результатам проделанной работы я сделала выводы, предложила рекомендации для родителей.
Результаты опыта работы «Игра как азбука общения», показал очень хорошие результаты: у детей сформировалось гибкое ролевое поведение, в игре они чувствуют себя свободно и непринужденно, возникшие проблемные ситуации решают самостоятельно. Могут поддерживать и развивать игровую идею других детей, а так же предлагать свой сюжет. Родители: поощряют стремление детей изображать животных, сочинять волшебные истории, бережно относятся к игровым замыслам детей, не критикуют их игровое поведение. Владеют информацией о роли взрослых в развитии игровой деятельности детей. Активно взаимодействуют с воспитателем: консультируются, помогают изготовлять необходимый материал для работы.
В заключении. На протяжении всего существования человеческой истории человек играл. Игра является неотъемлемой частью человеческого существования. По мере усложнения общества и института социальных отношений, изменяются атрибуты игры и ее содержание. В настоящее время игры детей отличаются разнообразием отображения сторон действительности и богатством содержания. В процессе игры «развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.»