Людмила Карепова
Мнемотаблицы для заучивания стихов с детьми 2–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Карепова Л. Ю. учитель дошкольного учреждения ” Raadiku”, г. Таллинн, 2017
У детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладающим типом памяти является образная память, запоминание информации у них происходит непроизвольно, т. е. лучше всего в этом возрасте запоминаются события, предметы и явления, которые максимально близки детскому жизненному опыту. Попытка ребенка запомнить абстрактную информацию, не подкрепленную наглядностью, вряд ли будет успешной. Использование мнемотехники позволяет упростить запоминание, развить ассоциативное воображение и мышление, а также повысить внимательность.
Публикация «Мнемотаблицы для заучивания стихов с детьми 2–4 лет» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Младшая группа
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Мнемотаблицы или мнемосхемы - это дидактический материал, который используется в мнемотехнике, они содержат графическое изображение природных явлений, объектов, каких-либо действий и т. п. Другими словами, мнемотаблицы являются наглядной моделью, которая изображается схематически в максимально доступном виде для детей.
Мнемотаблицы в детском саду используются для следующих целей:
*Расширение объема словарного запаса.
*Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст.
*Облегчение процесса заучивания стихов.
Как это работает?
Мнемотехника задействует природные механизмы памяти и позволяет контролировать эффективность запоминания, хранения и воспроизведения необходимой информации. В качестве примера можно привести известную всем с детства фразу, с помощью которой мы запоминали очередность цветов радуги (Каждый Охотник Желает Знать). Так, заучивая стих с помощью мнемотаблицы в детском саду, малыш на каждую строчку должен придумать и нарисовать картинку, схематически зарисовывая все стихотворение. После этого, применяя выполненные им иллюстрации, он сможет воспроизвести все стихотворение наизусть. На первых этапах обучения необходимо использовать готовые мнемосхемы, а когда ребенок научится по ним работать, можно предложить ему сделать рисунки самостоятельно.
На сегодняшний день многие центры развития детей успешно используют мнемотехнику в своей работе. Но в то же время, экспериментируя с упражнениями, не стоит забывать о том, что перегружать память очень вредно, особенно это касается заучивания недоступных для ребенка вещей, с которыми он никогда не встречался на практике. Все это вызовет у малыша тревогу, напряжение и беспокойство.
Заучивание стихов с использованием мнемотаблиц.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этапы работы над стихотворением:
1. Взрослый выразительно читает стихотворение.
2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
В своей работе я тоже применила мнемотаблицы, некоторые варианты своих таблиц хочу Вам показать. Стихи для детей 2 — 4 года по лексическим темам:
"Цвета"
"Красный»
Малина – ягода сладкая,
Смородина – ягода кислая,
Клубника – ягода вкусная,
И каждая ягода – красная.
(М. Китаева)
*Можно использовать к теме Ягоды.
Эта мнемотаблица для "Цветной недели"
«Зеленый»
Зеленый кузнечик на скрипке играл,
— Ква-ква!- лягушонок ему подпевал.
Зеленая сверху на них стрекоза
Смотрела, раскрыв изумленно глаза.
«Синий»
В синем море — островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок —
Синий-синий василек.
«Желтый»
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.
«Времена года»
Ю. Симбирская
«Зима»
ЗИМА рисует дерево
Простым карандашом.
И выглядит растерянной
Берёза нагишом.
«Лето, лето красное.»
Лето, лето красное,
Солнечное, ясное,
С ягодами, травами,
Речками, дубравами,
Дождиком весёлым,
Радугой над долом –
Лето, лето, не спеши
Уходить за камыши!
(И. Волознев)
«Дарит песенки весна»
Дарит песенки весна,
Раздаёт улыбки,
И на встречу ей со дна
Выплывают рыбки.
(Т. Белозёров)
«Осень»
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.
(М. Ходякова)
Это начало моей работы над мнемотаблицами, в будущем их будет больше на разные темы.
Спасибо за Ваше внимание!