Светлана Апсаликова
Детское экспериментирование как один из методов познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мой мастер - класс посвящен теме: «Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития дошкольников».
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается
ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Каждый день приносит ему массу открытий.
Публикация «Детское экспериментирование как один из методов познавательного развития дошкольников» размещена в разделах
Подвижный и активный ребенок задает 400 вопросов и далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребенок понял. Для этого и существует детское экспериментирование. Китайская пословица гласит: «Расскажи— и я забуду, покажи— и я запомню, дай попробовать— и я пойму». Когда ребёнок слышит, видит и действует, он все усваивает прочно и надолго. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду. Мы с вами знаем, что опыты и эксперименты проводятся с объектами живой и неживой природы. А так как эксперименты с объектами живой природы длительны по времени, сегодня мы будем изучать неживую природу. Сейчас я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с воздухом, которые можно использовать в работе с детьми Я предлагаю вам посмотреть на волшебный мир экспериментирования глазами детей. Подвести детей к процессу экспериментирования можно с помощью сюрпризного момента, появления сказочного героя, создания проблемной ситуации, загадки. А поможет нам в этом волшебный сундучок. Сундучок мы открываем, что лежит в нем, мы узнаем. Достаю стакан. А что же есть в стакане. (Ничего, пустой). Я с вами не согласна. Она не пустая, в ней что то есть. А что вы узнаете, если отгадаете загадку. Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же без него мы жить не можем. Правильно, это воздух! - А что такое воздух? (ответы) Воздух – это то, чем мы дышим. Если без воды можно продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 5 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. Животные и растения тоже дышат, им необходим воздух, как людям. Воздух есть не только в нашей комнате, но он есть и на улице, где гуляют дети, во всех городах и странах. Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха. Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим) А вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (Ответы) Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Какого он цвета? (Бесцветный). Вывод: воздух бесцветный. Хорошо! Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух выходит). Вывод: воздух можно почувствовать. Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (Ответы) Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса. Вдохните воздух носом. Какого он запаха? Чистый воздух без запаха, но может переносить запахи других предметов. По перенесенному запаху из кухни мы сможем догадаться какое блюдо там приготовили. Игра с воздухом «Парашют» У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она какая? Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Встаньте в круг и возьмитесь за края ткани. Дружно мы все встали в круг, будем делать – парашют. Друг за другом мы идем, парашют в руках несем. Руки вверх все поднимаем, парашют наш надуваем. Вот какой наш парашют легким воздухом надут. Вы немного отдохнули. Я вам хочу рассказать сказку, сказку про маленький кораблик.
Стоял маленький кораблик в синем море и никак не мог уплыть. Стал кораблик Солнышко просить: «Солнышко! Помоги мне поплыть по морям, по волнам в далекие страны!» Солнышко отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблик всё равно не плывет. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стал наш кораблик просить: «Звёздочки! Помогите мне поплыть». Звё зды им отвечают: «Мы тебе можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделся кораблик: «Куда плыть, я и сам знаю, только не могу с места сдвинуться!» «Ветерок! Помоги мне отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблик. И кораблик наш поплыл. У меня в волшебном сундучке тоже есть такой кораблик. Давайте опустим его в воду. А как же нам сделать ветер? Давайте помашем листком бумаги на кораблик. Что же мы видим? Кораблик тронулся с места, у нас получился ветерок. Ветер – это движение воздуха. Машем лист бумаги, воздух двигается, получается ветерок. Игры с корабликами. Ребята, вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили: - что воздух постоянно нас окружает; - что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; - что воздух легче воды; - что воздух не пахнет но может передавать запахи ; - что ветер – это движение воздуха.
Надеюсь, что мастер-класс вам понравился
Желаю всем вдохновения и успехов в профессиональной деятельности!