Канзычакова Екатерина
Программа по социокультурной адаптации дошкольников «Мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
«МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Данный проект составлена для работы с дошкольниками и направлена на социокультурную адаптацию, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Практическая направленность данной программы позволяет усваивать знания в деятельности, способствует воспитанию патриотических чувств, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Она имеет две черты: исследовательскую активность и самостоятельное приобретение знаний.
Публикация «Программа по социокультурной адаптации дошкольников „Мой край родной“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Целью программы является формирование основ этнического самосознания и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Камчатского края.
Задачи программы :
образовательные: структура проекта позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Камчатского края, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу проекта:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении проекта является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Ниже представлено описание проекта, проведенное нами в рамках реализации проекта «Мой край родной».
Проект: Моя малая родина
Цель проекта: формирование понятия малой родины как части большой страны России; воспитание любви к родине и малой родине, уважительное отношение к себе, к людям, к тому, что сделано руками человека.
Прогнозируемый результат : презентация проекта "Моя малая родина"; формирование исследовательских, творческих форм мышления; развитие познавательных способностей, навыков самостоятельной деятельности, умение публично выступать и представлять проект.
Описание проекта.
Подготовительный этап:
Экскурсии по достопримечательным местам родного села.
Посещение сельской библиотеки.
Беседа со взрослыми жителями села: "Знакомство с историей села".
Сбор материала.
Учащиеся совместно с родителями, воспитателем делают фотоснимки наиболее красивых уголков села и его окрестностей, достопримечательных мест, объектов социальной сферы, придумывают подписи для каждой фотографии. В библиотеке подбирают пословицы, стихи о Родине.
Обсуждение собранного материала:
Обсуждают разные идеи, подходы к оформлению альбома, отбирается наиболее важный и интересный материал, определяется логика его расположения в альбоме. Учитель дает общие рекомендации по оформлению собранного материала.
Самостоятельная работа:
В группе 6 человек, поэтому каждый оформляет свой альбом.
Защита результатов: презентация проекта проводится в группе.
Описание:
Экскурсия по достопримечательным местам родного села Карага.
Беседа "Знакомство с историей села"
Воспитанники узнали о традициях, которые зародились в старину, об основных занятиях населения. О названиях улиц, в честь кого они названы. В ходе беседы поняли, что село, в котором они живут, раньше выглядело совсем не так, как сейчас. Ребята пришли к выводу, что к моменту, когда они станут взрослыми, пройдет время и село будет выглядеть уже иначе. Чтобы сохранить наследие и поделиться с будущими поколениями знаниями о малой родине, необходимо собрать материал и создать альбом. Воспитанники получили задание - рассказать родителям о создании альбома, посоветоваться, какие фотографии можно взять из семейного фотоархива и поместить в альбом.