Щербатова Елена Александровна
Консультация «Могут ли ОУ добавлять политику в образовательный процесс и как общаться с детьми о происходящем»
▼ Скачать + Заказать документы
Происходящее сегодня в Европе – это военные действия между армиями двух стран, народы которых столетиями жили в тесном контакте и имеют общие исторические корни. И хотя эмоционально принять происходящее трудно, невозможно не задумываться, каким будет мир после того, как военная фаза конфликта закончится и Россия станет реинтегрироваться в ту часть мирового сообщества, которая сейчас противостоит России. Ответ на этот вопрос – дело политиков и политологов, но есть в нём и психологическая составляющая.
Публикация «Консультация „Могут ли ОУ добавлять политику в образовательный процесс и как общаться с детьми о происходящем“» размещена в разделах
В фокусе исследовательского интереса в последнее время находятся конкретные эмоциональные состояния людей, имеющие противоположную модальность – позитивные (счастье, оптимизм) и негативные (страхи и тревоги, осуществляются их регулярные замеры и выстраиваются соответствующие индексы. Анализируя массовые аффективно-когнитивные реакции людей на социально-политические стимулы, политические психологи и социологи оперируют категорией «настроения» и обозначают их массовый политический или социально-политический характер.
Сегодня существуют разные мнения в вопросе: «нужно ли вести беседы об общественно - политической жизни страны в стенах школы, детских садов». Так, директор одной из школ считает, что «не нужно тащить политику» в учебные заведения. В школе – учить, политика не относится ни к воспитанию, ни к непосредственной функции образовательного учреждения. Не нужно тянуть всю дрянь в школу». Она также отметила, что несмотря на подобные рекомендации, «на местах есть учителя в здравом уме, с хорошим образованием, которые будут транслировать всё по-честному, – с детьми по-другому не проходит».
В то же время психолог Андрей Камин говорит о том, что в современной ситуации с детьми полезно говорить о происходящем – «ограничить их от большого информационного потока невозможно». Он отмечает, что с подростками нужно обсуждать безопасность этого информационного потока, потому что часто в таких обстоятельствах они становятся особенно внушаемыми. Если этого не будут делать образовательные учреждения, это будет делать телевизор. Тот уровень агрессии, который царит в российских общественно-политических передачах – явно недетский. Лучше уж в школах. Второй вопрос, как это будет делаться, потому что очень бы не хотелось, чтобы к занятиям подходили формально, – считает Камин[1].
Напомним, ранее учитель истории одной из российских школ рассказал, как разговаривать с детьми о войне и о современной ситуации в Донбассе. Педагог уверен, что в учебном заведении нельзя замалчивать эти события.
Другой вопрос: а насколько педагог, может объективно предоставить ту или иную информацию, без оценочного суждения. Педагог образовательного учреждения, не является военным экспертом, большая часть – даже не учителя истории. Обычный учитель, как и гражданин РФ наблюдает следующую картину: борьба США за геополитическое доминирование; противодействие РФ созданию монополярного мира; общемировой кризис идей и институтов демократии; возрождение и повышение значимости идей справедливости; количественный рост террористических настроений и качественная трансформация террористических организаций. Но многим неизвестны, да и непонятны многие политические процессы и события[2].
В большинстве случаев, достаточно сказать детям, у войны всегда есть повод и причина. Повод – это «красивый» убедительный предлог, чтобы начать войну. Причина – тайная цель, ради которой все и затевалось. В подавляющем большинстве случаев причина – это деньги, ресурсы, важная территория. Что сегодня? …Следует сказать, полуостров Крым в 1954 году был специальным советским законом отделен от Российской Республики и присоединен к Украинской. Так казалось удобнее чисто географически. Если поглядеть на карту – то да, логично. Никто, правда, не спрашивал у населения, согласны ли они на это. В СССР население никогда ни о чем не спрашивали. А вот территории Донецкой и Луганской области после Октябрьской Социалистической революции были сразу определены в Украинскую Союзную Республику. Они не были частью РСФСР никогда. Не будь Октябрьской революции, Донецк и Луганск звались бы губерниями Российской империи. Но в 1920-х годах многое решали революционеры на местах. Захотела область присоединиться к Стране Советов – ну и отлично. К чему там она ближе всего – к столице Украины? Пусть будет украинской. Всех устраивало. А кого не устраивало, тех расстреливал революционный трибунал[2].
Следует отметить, что с детьми старшего дошкольного возраста разъяснение основ происходящего сейчас будет представлять для вас настоящее минное поле. И не со всеми детьми следует вести разговор.
Мы всё еще действуем на платформе экономизма и недооцениваем роль и силу идей. В декабре 2021 года президент страны сделал важный шаг в направлении восстановления чувства национального достоинства и самоуважения российского народа. Для многонациональной России, где чувство национальной гордости и идеи справедливости органически являются архетипическими структурами, — это шаг в сторону духовного возрождения.
Сегодня большинство из нас находятся в состоянии неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне. В целом многими психологами отмечается общая невротизация общества. Уровень тревожности в обществе растет. Волнуются все, независимо от того, согласны они с происходящим или нет. Как люди могут поддержать себя, своих близких в такой ситуации? Так психолог А. Г. Асмолов отмечает, что «независимо от идеологии, мы все оказались в ситуации двух шоков: идеологического и психологического. Идеологический шок состоит в том, что резко растет ценностный диссонанс между разными людьми и разными социальными группами общества. Стремительно, по экспоненте, нарастает поляризация политических установок даже внутри отдельных семей. Ситуация войны приводит к тому, что политический конфликт настигает в буквальном смысле каждого. И мало кого оставляет спокойным [1].
В результате этого возникает небывалая паническая реакция, причем в такой сильной форме, что это в какой-то мере отодвигает на задний план вопросы витального характера, вопросы самой жизни, выживания, касающиеся пандемии. Никто не отменял коронавирус, но, если вы обратите внимание, сейчас резко упало количество новостей и фейков, связанных с пандемией. Не до них. Не до пандемии. Семьи превратились в буквальном смысле в поляны политических конфликтов. Мы имеем дело с невероятным ростом тревожности населения.
Второй шок – психологический, который не связан напрямую с ценностным конфликтом внутри семей. Люди, неважно, поддерживают они действия России на Украине или не поддерживают, какими бы бравыми патриотами они ни казались, чувствуют, что война в экономическом плане затронет в буквальном смысле каждого.
Поэтому в ситуации невротизации по разным причинам оказываются представители самых разных групп или самых разных воззрений. В результате возникает тяжелейший эффект аккумуляции тревожности, что приведет к резкому всплеску психосоматических расстройств и может повлечь за собой резкое ухудшение психологического здоровья общества.
Не менее важный вопрос стоит, как можно снизить тревожность? Что можно делать в будни, чтобы помочь себе и своим близким бороться с этой тревожностью? Так психолог А. Г. Асмолов отвечает: «Самое грустное, что я вам могу ответить в этой ситуации: никакая психотерапия, кроме психотерапии реальных социальных действий, в том числе, политических, направленных на увеличение определенности в данной ситуации, не поможет. Ключевым фактором снижения тревожности является конструирование образа понятного будущего. Ключевым фактором снижения тревожности является страна понятного завтра. И даже если это понятное завтра, в зависимости от идеологии и политических установок, является для одних подарком, для других – трагедией, все равно оно снизит уровень тревожности» [1].
Есть такой феномен: занесенный меч куда опаснее меча упавшего. Сегодня жители России оказались в ситуации занесенного над каждым меча и, тем самым, независимо от их индивидуальных установок, в ситуации ожидания непонятно чего. Ключевой шок, шок, который стоит над всеми этими шоками, – шок неопределенности.
Что чувствует и ощущает дети и подростки? Как успокоить детей, тревожащихся из-за ситуации на Украине, не разругаться из-за разных мнений и защитить ребенка от травли в школе.
Максимально спокойно говорить о самих событиях – да, они происходят, да, плохо. Но говорить словами, понятными ребенку его возраста! Не перегружайте свой рассказ лишними деталями. Идите за вопросами ребенка, он сам спросит то, что его волнует. Потом сразу переходите к обсуждению эмоций, говорите, что страх или тревога — это нормально. Если вы говорите с подростком, и он задает прямой вопрос про ваши эмоции – не врите, если вам тоже тревожно. А после важно сказать, что вы будете с ребенком всегда, что любите его и поддерживаете, что самые разные войны заканчивались, и это тоже пройдет. Что тревога может оставаться, но она не будет мешать ни вашим отношениям, ни каким-то повседневным делам. Дети любого возраста, чьи отцы, близкие, которые сейчас на передовой сейчас могут выдавать сильные истерики, ночные страхи и другие острые стрессовые реакции[5].
Нельзя ругать в таких ситуациях, надо запастись терпением и понимать, что так выражается их общая тревога.
Если у ребенка есть опыт потерь, есть, не дай боже, военный опыт, если в семье есть военные, которые умерли – значит, ребенок уже сталкивался с таким опытом, и возможно у него произойдет ретравматизация. Тогда для него это будет более жестко, чем для взрослых. Ему сложнее справляться со своими эмоциями, и он опять попадает в травмирующую ситуацию. В таком случае мы говорим, что детям, конечно, сложнее. Если мы говорим не о подростках, а о детях младшего школьного возраста, чем ниже возраст ребенка, тем больше отношение ребенка ко всему этому зависит от позиции родителя[4].
Если ребенок не в курсе до сих пор, скорее всего, это совсем малыш. И здесь родители должны точно знать, какова вероятность, что ребенок с этим столкнется. Если такой вероятности ближайшее время нет – не говорите. Но если сейчас ребенок не ходит в детский сад, ничего не знает, но через два месяца пойдет в сад – такого ребенка лучше подготовить (но ближе к делу, если вы знаете, что он неминуемо столкнется с этой реальностью. Перед этим хорошо бы выяснить, что происходит в детском саду, спросить воспитательницу, в курсе ли другие дети и что они сейчас уже знают.
Начинать разговаривать на эти темы можно уже лет с четырех - пяти. Цель такого разговора – дать ребенку ощущение безопасности и опоры на взрослого. Важно донести правдивую информацию, адаптировав ее под возраст и характер ребенка, так, чтобы она была понятна. Такой разговор надо строить исходя из конкретного опыта ребенка.
Посмотрите мультик, где происходят какие-то конфликты, скажите – вот, видишь, в мультике конфликт, к сожалению, у нас сейчас в стране тоже. Или если увидите на улице дерущихся животных. Начать надо с конкретного опыта ребенка, который ему понятен.
Маленький ребенок не поймет, что такое война, смерть, ему это не надо объяснять. Можно сказать – видишь, в мультике кто-то не поделил, и вот так бывает между странами. Если ребенок еще не знает, ему будет достаточно просто факта, что сейчас так происходит. Родитель не должен перегружать ребенка деталями, которые тот не в состоянии воспринять. Возможно, потом ребенок придет сам с какими-то конкретными вопросами. Тогда уже можно говорить больше, в зависимости от того, что именно спрашивает ребенок. Кому-то нужно объяснить, что война — это когда стреляют и танки ездят, с более старшими дошкольниками, детьми младшего школьного возраста уже можно говорить про смерть. Но такие дети уже, скорее всего, сами придут к вам с вопросами»[4].
Подростки. Они многое уже понимают и анализируют. Если мнение родителей и мнение ребенка не совпадает – как выстроить общение, чтобы не поссориться? Если вы увидели, что политические воззрения ребенка отличаются от ваших, примите для себя, что отношения с ребенком важнее любых политических разногласий. Только из этой позиции можно начинать разговор, это нулевой километр, с которого начнется дорога ваших обсуждений. Если родитель чувствует, что, ну да, ребенок важен, но я так хочу, чтобы он думал как я, а ему вот голову промыли – из этой точки не будет никакого разговора.
Должна быть стопроцентная убежденность – ребенок думает так, я думаю иначе, но мир в семье важнее. Без этого никакие разговоры начинать не получится, потому что подспудно подросток, который прекрасно знает своих родителей, почувствует, что вы хотите его переубедить. И он будет отстаивать свою точку зрения до конца. Когда же родитель точно принял для себя идею, что мир важнее, это надо озвучить подростку. Сказать – я услышал твои аргументы, мы оба знаем, что у меня другая точка зрения, я считаю, что мир в семье важнее. Если ребенок соглашается, хорошо[4].
Сегодня многие педагоги начинают свой урок мира так: «на Украине установился фашистский режим». «Войну необходимо остановить, как это было сделано в 1941 году, когда ценой огромных потерь в едином патриотическом порыве был остановлен и уничтожен фашизм. Сейчас перед нашей страной стоит задача остановить кровопролитную войну, которая действует по чужой разрушительной указке уже восемь лет, с 2014 года. Учебники, фильмы, передачи из арсенала сегодняшней украинской пропаганды пронизаны фашистскими смыслами и идеями, которые перечеркнули все, что нас объединяло, а восхваляется только антирусское, антироссийское. В 2014 году на Украине произошел антигосударственный переворот, в ходе которого обманом, предательским путем, при поддержке недоброжелателей нашей страны, на Украине фактически установился фашистский режим. Главной идеологической темой стала жгучая ненависть к России на уровне государственной политики. Зарубежными кураторами перед украинской властью, перед будущим поколением Украины была поставлена страшная задача - победа над Россией. Но сначала фашисты взялись за своих сограждан. В мае 2014 года в Доме профсоюзов в Одессе заживо сожгли более 40 человек только за то, что они хотели говорить на русском языке и не признавали кровавый фашистский режим. Восемь лет бомбили Донецкую и Луганскую области, не жалея женщин, детей и стариков, уничтожая заводы, школы, дома, которые строили когда-то жители Советского Союза, за то, что эти две области просили для себя самостоятельности внутри Украины. То, что происходит на Украине сейчас, называется в международной практике принуждением к миру. Мы признали независимость ДНР и ЛНР и вынуждены были объявить о специальной военной операции. Сейчас и президент, и армия используют силы профессиональных военнослужащих, уничтожая военный потенциал фашистского государства, созданного с одной целью - покорение России. И, как это было в 1941 году, сегодня необходимо призывать всех резервистов, всех совершеннолетних к проведению спецоперации»[3].
Самое важное, что взрослые, могут донести до детей и подростков, что у России нет цели захвата Украины, а только необходимость остановить 8-летнюю войну против мирных граждан ЛНР и ДНР, которые просили независимости. Важно понимать и стремиться решать любые конфликты и недопонимания дипломатическим путём и переговорами, стараться видеть не только свою точку зрения, грамотно оценивать ситуацию и находить компромиссы. Для этого необходимо учить историю, руководствоваться фактами и никогда не поддаваться на провокации.
Сегодня задача педагога дошкольного, особенно среднего и высшего образовательного учреждения не в пересказах доводов из каких-либо выступлений и осуждении призывов к антивоенным акциям, а в разъяснении смыслов событий, происходящих в стране и мире в настоящее время. Беседы рекомендуют проводить в различных формах, определимых конкретным учителем/педагогом. Никаких специальных форматов содержания и методики сегодня не предлагается.
Список литературы:
1. Асмолов, А. Г. Мы в ситуации двух шоков – идеологического и психологического / А. Г. Асмолов // Психологическая газета от 28.02.2022 г.
2. Бочаров, О. Как объяснить ребенку, что за конфликт сейчас творится с Украиной. Лучший способ разобраться в сложном вопросе – это начать его объяснять детям. / О. Бочаров // Интернет издание «Максим», от 24.02.2022 г. www.maximonline.ru/longreads/kak-obyasnit-rebenku-chto-za-konflikt-seichas-tvoritsya-s-ukrainoi-id717410/
3. Васина, Т. В. Сценарий классного часа на тему: «Спецоперация на Украине» / Т. В. Васина // Инфоурок, от 20.10.2022г.
4. Нараленкова, О. Как объяснить ребенку, что происходит на Украине, и зачем нужна спецоперация: советы психолога / О. Нараленкова, О. Комолова// Комсомольская правда, от 19.10.2022
5. Нестик Т. А. Проблема психологического состояния общества и политических процессов в современной России / Т. А. Нестик, А. В. Селезнева, Е. Б. Шестопал, А. В. Юревич // Вопросы психологии. - 2021. - Т. 67.- № 5. - C. 3–14.