жанна мальцева
Модульные полифункциональные игры дошкольников в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Модульные полифункциональные игры дошкольников в соответствии ФГОС
У дошкольников ведущая деятельность это ига. Модульные полифункциональные игры — это система образовательных и развивающих игр для дошкольников, которые строятся по следующим принципам:
Одним из современных требований организации педагогического процесса в ДОУ является модульный принцип
Публикация «Модульные полифункциональные игры дошкольников в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Игры для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Модуль - это структурная единица педагогического процесса, то есть логическая нить, объединяющая группу занятий по разным видам деятельности. Работа по составлению модуля начинается с выбора общей тематики, то есть того центрального звена вокруг которого будут выстраиваться все знания.
Позитивные условия реализации модульного принципа :
1. Перспективное планирование разбито на темы модуля.
Например: Октябрь.
1 неделя октября — все знания выстраиваются вокруг темы «Деревья осенью»
2 неделя — «Грибы, ягоды»
3 неделя - «Одежда» и так далее.
2. Применение разноплановых форм и методов.
Полифункциональный принцип :
Это возможность разнообразного использования игр (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) пригодных для использования в разных видах детской деятельности.
Игра «Крестики — нолики»
Выигрывает тот, кто поставит три своих знака в ряд по любому направлению (горизонтали, вертикали, диагонали)
Цель: Обогащая словарь- упражнять в названии предмета. Формировать представления о базовых направлениях, развивать умение употреблять в речи качественных наречий места (вверху, внизу, слева, справа, в середине, горизонталь, вертикаль и диагональ). Содействовать пробуждению желания и стремления к деловому сотрудничеству со сверстниками. Играя мы имеем прекрасную возможность лучше узнать друг друга. Увлеченные игрой дети проявляют определенные черты своего характера – честность, хитрость, азарт, обидчивость и т. д. Еще одно преимущество – в процессе игры в компании, дети учатся проигрывать, сдерживать свои эмоции, а это очень важные черты характера.
Игра "Мемори" знакома многим взрослым и детям.
Она представляет собой набор из пар одинаковых карточек, которые перед началом игры перемешиваются и раскладываются рядами "рубашкой" (обратной стороной) вверх. Игроки по очереди открывают по 2 карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующую пару карточек. В противном случае - если карточки не совпадают - игрок кладет их на прежнее место "рубашкой" вверх и право хода переходит к следующему участнику. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.
Развивать умение понимать значение предметов по различным признакам, нахождением сходств и различий.
Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Игра «Пиктограф» - метод наглядного моделирования
Пиктограмма — (от лат. Pictus — рисовать и греч. — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Существуют пиктограммы – рисунки и петроглифы — это рисунки плюс дополнительные элементы, например, геометрические фигуры. Особенность пиктограмм в том, что они знакомят нас с одним определённым событием, где каждый рисунок соответствует одному предложению.
Цель игры — коммуникация. Задачи, которые помогает решить «Пиктограф» : Общее развитие речи и расширение лексического запаса (виды транспорта; электроприборов и другое, синонимы, антонимы); развитие наблюдательности;отработка скорости реакции; обучение основам безопасности жизнедеятельности.
Методика предполагает три этапа обучения ребё нка работе с пиктограммами:
1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания. Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине). Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый). Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других. Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других. Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза). Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.
2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций. Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребё нку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить — вода). Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе. Четвёртый лишний. Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть). Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).
3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа. Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу. Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками. Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку. Составить логические цепочки.
Закреплять навыки самостоятельных действий с пиктограммами. Самостоятельную ориентировку в системе знаков.
Игра «Лото» Игра состоит из шести больших карточек. Каждая карточка разделена на четыре части. В каждой части размещено разное количество предметов в разном порядке, и 24 маленьких карточки.
закреплять знания детей об окружающем мире, умения различать и находить нужный предмет;
Развивать умение брать на себя роль ведущего и громко называть предмет; умение согласовывать действия играющих с действиями ведущего и быть внимательным.
А также полифункциональность и вариативность предполагает то, что дети имеют возможность разнообразить пространство по замыслу в сюжетно-ролевой игре, в конструкторской деятельности.
«Маркеры (знаки) игрового пространства – маркеры игрового пространства представляют собой предметы, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет. Мы решили создать универсальные маркеры для детских игр. Обычная полоса пластика легко превращается в дорогу с мостом, речку, бассейн, горки. Под горками дети свободно могут выполнять физические упражнения: пролезать, прокатывать мяч, катать машинки… Можно построить настоящий корабль! Из маленьких кусочков получается великолепный заборчик, который можно превратить в железную дорогу, подвесной мост, крышу для домика. А также их можно превратить в скоростную трассу, загон для домашних животных, рыцарский замок, поле для военных действий. Маркер, сделанный из трех частей, с легкостью может стать ракетой, тоннелем, конурой, кабинкой для переодевания на пляже, стиральной машиной, автозаправкой, кассой, даже концертной площадкой с микрофоном и т. д. Маркер служит ширмой для игр типа «Узнай меня по руке».
Мини-маркер очень удобен. Можно играть за столом с мелкими игрушками, строителем, конструктором. Это и многокомнатная квартира, и гараж, и паркинг, и ферма или лесная опушка., а можно и в Африке оказаться, в космосе или на северном полюсе.