Эльмира Минневалиева
Модульная технология системы реализации регионального компонента в познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно-патриотических чувств. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. Я воспитатель, на меня возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, я стараюсь дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Публикация «Модульная технология системы реализации регионального компонента в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.
В своей работе с раннего возраста воспитываю у детей эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет. Стараюсь развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни и хочу чтобы мои воспитанники больше узнавали об особенностях родного края, природы, истории. И чтобы они приносили посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.
Реализуя важнейшее положение Концепции дошкольного воспитания связанное с изучением истории, культуры и природы родного края, использую новые технологии в воспитательно-образовательном процессе.
В своей работе по региональному компоненту, я часто применяю культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где дети живут, а самое главное - я хочу чтобы мои дети были патриотами своей Родины.
Я предлагаю примерный перечень этих знаний и умений при использовании регионального компонента в воспитательно-образовательной работе. Часто провожу беседы, консультации, праздники, развлечения для воспитанников детского сада и их родителей.
В рамках сотрудничества с социумом воспитанники и педагоги ДОУ принимаем участие в различных мероприятиях, проводимых администрацией района, с РДК и детской библиотеки.
Для эффективного функционирования системы по внедрению регионального компонента сделано еще очень мало.
Понимая значимость данной проблемы, дошкольные учреждения активно включились в работу по реализации программы в детских садах. Дошкольные учреждения ищут разные пути и подходы к решению проблем регионального компонента учитывая особенности работы дошкольного учреждения.
В системе дошкольного образования значительно расширилось программно– методическое обеспечение образовательного процесса.
Комплексные программы дают широкие возможности для использования потенциала народной культуры в воспитании детей. В перечисленных комплексных программах нет специально выделенного раздела по региональному компоненту. Оно проходит через другие разделы.
В программе "От рождения до школы" региональный компонент осуществляется через мир социальных отношений, познавательное и эстетическое развитие, а так же проблема патриотического воспитания осуществляется через познавательное и эстетическое развитие ребенка - дошкольника. Познавательное развитие включает такие разделы как "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок". В рамках данных разделов происходит формирование начал самосознания ребенка-дошкольника и овладение элементарными сведениями по истории, географии и культуры Родины, воспитание поколения людей, осознающих себя в непрерывном контексте истории, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, воспитания бережного отношения к природе, ознакомление с отечественными произведениями живописи, графики, скульптуры и декоративно - прикладным искусством.
В обучении и воспитании детей широко использую все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей.
Большое место в приобщении к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Знакомлю детей с предметами народного творчества.
Обобщая сказанное, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине, своему народу, его культурному богатству и разностороннему таланту.
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия соблюдается в следующих факторах:
-в организации регионального образования на основе программ, содержащих системные знания;
-в комплексном сочетании различных видов деятельности детей (речевая, познавательная, художественно-творческая, игровая)
-в создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
-в учете специфики организации и построения педагогического процесса;
-в использовании форм и методов направленных на развитие эмоций и чувств.
Ведущими идеями являются:
-создать для детей условия для гармоничного развития ребенка с учетом индивидуальности личности на всех основных этапах дошкольного детства;
-создать среды направленной на адаптацию к современному социуму;
-работа с родителями, ориентация их на роль воспитания в семье;
- обобщить опыт педагогической деятельности на каждом образовательном этапе, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям и со всеми субъектами деятельности (детьми, педагогами, родителями).
В заключение хочу сказать, чтобы воспитать настоящего полноценного будущего поколения нужно в первую очередь прививать любовь к своей Родине, традициям, культуре.