Фирдавес Саматова
Моделирование-средство познания дейсвительности
▼ Скачать + Заказать документы
Использование моделирования в обучении и развитии детей
Использование моделирования рассматривается в двух аспектах:
- служит тем содержанием, которое должно быть усвоено детьми в результате педагогического процесса;
- является тем учебным действием средством, без которого невозможно полноценное обучение.
Чтобы овладеть моделированием как методом научного познания, необходимо создавать модели. Их нужно создавать вместе с детьми и следить, чтобы дети сами принимали участие в изготовлении.
Публикация «Моделирование-средство познания дейсвительности» размещена в разделах
В математическом образовании использование моделирования помогает решать комплекс очень важных задач:
- развитие мышления; мелкой моторики руки;
- применение полученных знаний в решении практических задач;
- создание условий для делового сотрудничества;
- получение новых представлений в процессе работы.
Организация работы с детьми. Сначала проводится предварительная беседа, оговаривается характер оригинала, модели, оборудования и материалы, название модели, задачи изготовления модели. Деловое общение ребят происходит в процессе работы, беседы. В работе по изготовлению несложных моделей участвуют и родители. Осуществляется взаимосвязь трех сторон: педагог, родитель, ребенок.
С детьми старшей и подготовительной группы были созданы следующие модели : плоскостная модель для составления числа из двух меньших, модель времени, «песочные часы».
Модель «Домик, где знаки и числа живут».
Цель применения: закрепит умения составлять числа из двух меньших, складывать и вычитывать числа, сравнивать числа.
Структура модели : представляет собой 4-этажный домик, на каждом этаже расположено различное количество окошек, где живут знаки и цифры. В домики знаки и цифры поселяться с помощью детей.
Домик вырезается из плотного картона, с обратной стороны закрываются специальными кармашками, чтобы можно было с лицевой стороны карточки со знаками и цифрами. Из плотной бумаги вырезаются карточки с цифрами и знаками. Окна в домике располагаются следующим образом: первый этаж из 9 окошек, второй этаж из 5 окошек, третий этаж из 5 окошек, четвертый этаж из 3 окошек.
Описание работы с моделью : первый и второй этажи используются для решения задачи, которая стоит в том, чтобы дат представления о неизменности числа, величины, при условии различий в суммировании. Например: 4 = 1+1+1+1; 4 =2+2.
Третий этаж используется, чтобы научить или закрепить умение составлять числа из двух меньших. Например, 3+5=8 или7-4=3и т. д.
Четвертый этаж используется для сравнения чисел с помощью знаков: больше, меньше.
Модель можно использовать на занятии, в свободной деятельности, в индивидуальной работе.
Модель «Песочные часы»
Цель применения: научить детей измерять время при помощи модели песочных часов, активно включаться в процесс экспериментирования.
Структура модели : модель объемная, трехмерная. Для создания нужны следующие материалы: пластиковые бутылки с узким горлышком 2 штуки, клей или силикон, кусочек картона, песок, тесьма.
Действия по изготовлению : берем 2 одинаковые бутылки, желательно небольшого объема. Отрезаем дно и горловину и склеиваем, мы клеили на жидкий силикон (момент тоже прекрасно подойдет, т. к. диаметры обоих частей одинаковы, то верхнюю часть опускали на несколько секунд в горячую воду - пластик становится мягким и части легко входят одна в другую. В середине бутылок вставлена картонка с небольшим отверстием, чтобы песок пересыпался очень медленно. Далее самый увлекательный процесс - отмерить нужное количество песка. Стыки скрыли тесьмой.
Описание работы с моделью : сначала дети знакомят с изображением песочных часов, историей происхождения часов, зачем они нужны, как с ними пользоваться, как они работают. После этого модель можно использовать при измерении времени.