Надежда Иванченко
Моделирование сказок как один из способов развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Из всех существующих приемов обучения рассказыванию одним из самых эффективных является метод моделирования. В современном мире ребенок с самых ранних лет встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем, предметов только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи и развивать связную речь.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2023
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
В своей работе по развитию речи я широко использую метод моделирования сказок. На первом этапе идет ознакомление с произведением, обсуждение сюжета, героев сказки, событий.
На втором этапе этапе приступаем к моделированию на листе бумаги. В процессе моделирования используем аппликацию и рисунок. Например, моделируя сказку «Грибок-теремок», дети последовательно размещают на листе бумаги заранее приготовленные детали. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить вырезать з бумаги детали самостоятельно. В процессе моделирования проговариваем действия, тем самым развиваем речь. Формируем умение строить предложения. Также, в процессе моделирования у дошкольников развивается способность ориентироваться на листе бумаги, размещая детали и героев сказки.
В завершении процесса развиваем фантазию, дорисовывая мелкие детали: травку, дождик. Иногда дети добавляют вымышленных героев, изменяя сюжет. Так, в «детских сказках» колобок возвращается домой, чтобы «старик со старухой не остались одни». В сказке «Грибок-теремок» герои пустили лису под грибок, «чтобы она не промокла под дождем», от этого она стала доброй и не съела зайчика.
Таким образом, процесс моделирования позволяет не только развивать образное мышление, речь, фантазию, но и воспитывает в детях отзывчивость и доброту.