Лариса Амельченко
Моделирование работы по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование работы по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
На основании анализа научной литературы и опыта работы по формированию здорового образа жизни я выделила условия, при которых работа по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию навыков здорового образа жизни направлении будет более результативной.
Первое педагогическое условие – достаточное представление воспитателей и о здоровом образе жизни детей и его составляющих.
Публикация «Моделирование работы по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Представления воспитателя о ЗОЖ старших дошкольников Способы реализации
Знание физиологии детей. 1. Семинары, на которых выступают медики ДОУ и детских поликлиник.
2. Консультации.
3. Сообщения.
4. Самообразование.
Темы:
1) «Физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста»
2) «Закономерности роста и развития детей»
3) «Понятия об анализаторах, их роль в познании окружающего мира»
4) «Органы слуха, их развитие»
5) «Строение глаза, нарушение зрения детей»
6) «Физиологические механизмы памяти»
7) «Физиология сна и бодрствования»
8) «Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей»
9) «Развитие органов дыхания у детей»
10) «Голос и речь. Строение гортани, возрастные особенности детей»
11) «Пищеварение»
Представления о профилактики острых респираторных заболеваний. 1. Семинары по темам:
1) «Значение витаминов в профилактики ОРЗ»
2) «Режим дня как одно из средств сохранения здоровья детей»
2. Коллективные просмотры педагогического процесса.
3. Консультации.
4. Самообразование.
5. Внедрение и распространение передового педагогического опыта.
Представления о необходимости режима дня для здоровья детей.
1. Семинары.
2. Консультации.
3. Коллективные просмотры педагогического процесса.
4. Внедрение передового опыта.
5. Самообразование.
Знание о системе закаливающих процедур 1. Консультации, семинары, проводимые инструктором по физическому воспитанию, медиками ДОУ и детских поликлиник. Темы:
1) «Босохождение»
2) «Точечный массаж»
3) «Закаливание водой»
4) «Солнечные ванны и здоровье детей»
2. Просмотр проведения закаливающих процедур.
3. Внедрение нетрадиционных форм закаливания.
Владение средствами физического воспитания и их использование. 1. Консультации, проводимые инструктором по физическому воспитанию.
2. Проведение открытых занятий по физическому развитию.
3. Семинары. Темы:
1) «Роль подвижной игры в развитии ребенка»
2) «ОРУ в комплексе утренней гимнастики»
3) «Спортивные уголки в группах и их значение»
4. Вовлечение воспитателей в подготовку различных спортивных праздников и досугов.
Представления о гигиенических нормах и гигиене детей. 1. Консультации, семинары по темам:
1) «Правильное освещение, как один из факторов охраны зрения»
2) «Охрана осанки»
3) «Охрана слуха»
4) «Режимные моменты, как одно из средств гигиенического воспитания детей».
2. Просмотр педагогического процесса.
3. Самообразование.
Знание методов и способов развития нравственно-волевых качеств. 1. Индивидуальные консультации.
2. Семинары, семинары-практикумы.
3. Открытый просмотр педагогического процесса.
Знание особенностей работы по коррекции зрения, осанки. 1. Открытые просмотры педагогического процесса в группах, физкультурных занятий.
2. Семинары. Темы:
1) «Нарушение осанки и методы ее коррекции»
2) «Плоскостопие, упражнения предупреждающие ее появление»
3) «Упражнения, направленные на улучшение зрения детей»
Работа по формированию представлений воспитателей о здоровом образе жизни детей лежит в основном на плечах старшего воспитателя : проводит предварительный контроль, выявляет направления необходимой работы, планирует и организует проведение семинаров, консультаций, открытых просмотров педагогического процесса, внедрение передового педагогического опыта. Для самообразования воспитателей, старший воспитатель должна так организовать работу методического кабинета, чтобы заинтересовать воспитателей в самостоятельной поиске необходимой информации по поднимаемой проблеме.
Не менее важным условием является наличие представлений родителей воспитанников о здоровом образе жизни детей и взрослых.
Представления родителей о здоровом образе жизни детей Способы реализации
Знание физиологии детей 1. Письменные консультации.
2. Выступления на родительских собраниях воспитателей, медиков ДОУ, детских поликлиник.
3. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка.
Представления о профилактике острых респираторных заболеваний 1. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья детей.
2. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления.
3. Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
4. Письменные консультации, индивидуальные беседы.
Представления о необходимости соблюдения режима дня для здоровья детей 1. Проведение родительских собраний с участием медиков ДОУ, детских поликлиник.
2. Письменные консультации.
3. Посещение воспитателями семей воспитанников.
Знания о системе закаливающих процедур 1. Письменные консультации, организация стендов, выпуск газет.
2. Проведение «Дня открытых дверей» с показом закаливающих процедур, проводимых в ДОУ.
3. Освещение передового опыта семейного воспитания.
Владение средствами организации физического воспитания и их использование 1. Привлечение к участию в спортивных праздниках, «Днях здоровья».
2. Проведение открытых занятий по физической культуре.
3. Освещение опыта семейного воспитания в данном направлении.
4. Проведение родительских собраний.
5. Индивидуальные консультации.
6. Создание семейных клубов.
7. Организация семейного отдыха в выходные дни.
Представления о гигиене детей. 1. Письменные консультации.
2. Выступления на родительских собраниях медиков ДОУ, детских поликлиник.
3. Индивидуальные беседы.
Второе педагогическое условие – это педагогическое взаимодействие с семьей. Данная работа строится в зависимости от уровня сформированности здорового образа жизни. Можно выделить следующие показатели сформированности ЗОЖ :
1. Наличие представлений о здоровом образе жизни взрослых и детей.
2. Наличие мотивов и способов осуществления здорового образа жизни семьи.
3. Стремление к совершенствованию собственных представлений и способов совершенствования здорового образа жизни.
На основании показателей выделяют следующие уровни сформированности здорового образа жизни семей :
1. Высокий уровень. Имеют достаточно полные представления о здоровом образе жизни семьи, наличие полной мотивации на формирование здорового образа жизни, достаточно высокое стремление к совершенствованию здорового образа жизни семьи.
2. Средний уровень. Имеют неполные представления о здоровом образе жизни взрослых и детей, наличие полной мотивации на формирование здорового образа жизни, недостаточно высоко стремление к совершенствованию здорового образа жизни семьи.
3. Низкий уровень. Отсутствуют представления о здоровом образе жизни взрослых и детей, в большей степени присутствует отрицательная мотивация на формирование здорового образа жизни у себя и своих детей.
Степень сформированности ЗОЖ семьи Целевой компонент Технологический компонент Результативный компонент
Высокий уровень Совершенствование представлений о ЗОЖ - Участие в семинарах-практикумах для родителей
- Выступления на родительских собраниях
- Участие в создании и работе семейных клубов
- Участие в организации и проведении спортивных праздников ДОУ
- Участие в создании стендов по ЗОЖ Повышение уровня образованности родителей по вопросу ЗОЖ
Средний уровень - Формирование более глубоких представлений о ЗОЖ семьи
- Углубление интереса, направленное на совершенствование ЗОЖ семьи - Участие в спортивных праздниках ДОУ
- Посещение открытых занятий по физической культуре и валеологии
- Привлечение к участию в семейных клубах
- Участие в семинарах-практикумах, круглых столов
- Участие в подготовке газет, стендов о ЗОЖ - Повышение уровня представлений о ЗОЖ
- Совершенствование способов осуществления ЗОЖ семьи
Низкий уровень - Формирование представлений о ЗОЖ взрослых и детей
- Способствовать развитию интереса к проблеме ЗОЖ - Индивидуальные беседы
- Ознакомление с печатным информационным материалом по вопросу ЗОЖ
- Консультации медиков и инструкторов по физическому воспитанию
- Индивидуальный подбор времени на посещение открытых занятий - Повышение уровня ЗОЖ семьи
- Появление положительной мотивации по формированию ЗОЖ семьи
Третье педагогическое условие – содержание валеологических знаний и умений детей.
Показатели валеологических знаний и умений Степень сформированности валеологических знаний и умений
- Осведомленность по вопросам особенностей строения и функций органов чувств, опорно-двигательного аппарата, кожи, зубов; гигиены органов чувств, зубов, кожи, осанки; значение тренировки мышц для здоровья человека; роли двигательной активности для укрепления скелета и мышц; обращения к взрослым для оказания первой помощи.
- Действенность в применении полученных знаний
- Наличие полной мотивации Высокий уровень.
- Полная осведомленность по вопросам особенностей строения и функций органов чувств, опорно-двигательного аппарата, кожи, зубов; гигиены органов чувств, зубов, кожи, осанки; значение тренировки мышц для здоровья человека; роли двигательной активности для укрепления скелета и мышц; обращения к взрослым для оказания первой помощи.
- Полученные знания применяет в повседневной жизни : следит за охраной зрения, слуха, органов чувств, осанки, правильно ухаживает за зубами, соблюдает правила мытья рук, ног, лица, правильно хранит туалетные принадлежности, самостоятельно может определить свои физические данные, подобрать упражнения для их развития, для оказания первой медицинской помощи обращается к взрослым.
- Наличие полной мотивации применения полученных знаний и получения новой информации
Средний уровень
- Недостаточно полная осведомленность по вопросам особенностей строения и функций органов чувств, опорно-двигательного аппарата, кожи, зубов; гигиены органов чувств, зубов, кожи, осанки; значение тренировки мышц для здоровья человека; роли двигательной активности для укрепления скелета и мышц; обращения к взрослым для оказания первой помощи.
- Полученные знания применяет не всегда, иногда затрудняется в правильности выполнения гигиенических процедур, хранения туалетных принадлежностей, тренировки мышц, определения физических качеств
- Мотивация к применению знаний и получение новой информации недостаточная
Низкий уровень
- Низкая осведомленность по вопросам особенностей строения и функций органов чувств, опорно-двигательного аппарата, кожи, зубов; гигиены органов чувств, зубов, кожи, осанки; значение тренировки мышц для здоровья человека; роли двигательной активности для укрепления скелета и мышц; обращения к взрослым для оказания первой помощи
- Валеологические умения отсутствуют
- Мотивация к применению знаний и получение новой информации отсутствует.
Также следует учитывать, что работа по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ строится на основе развития социальной установки детей. Можно выделить 4 стадии педагогического воздействия на социальную установку: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение.
Стадии педагогического воздействия Способы реализации
Привлечение внимания. - Игровой метод: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, инсценировки, театрализованные игры
- Словесный метод: чтение различных рассказов, сказок; беседы
- Практический метод: экспериментирование
- Наглядный метод: наблюдение; внесение в группу наглядного материала; просмотр диафильмов, видеофильмов
Возбуждение интереса - Словесный метод: рассказ, беседа, вопросы, чтение
- Практический метод: экспериментирование
- Игровой метод: дидактические игры, воображаемые ситуации; внезапное появление объектов-игрушек; инсценировки
- Наглядный метод: просмотр компьютерных программ, видеофильмов, презентаций
Предъявление новой информации - Словесный метод : рассказ, беседа, чтение, пояснение
- Практический метод: экспериментирование, моделирование; упражнения: подражательные, конструктивные, творческие
- Игровой метод: дидактические игры
- Воображаемые ситуации
- Наглядный метод.
Убеждение - Рациональный компонент – убеждение с помощью логических доказательств. Для этого используют словесный метод в сочетании с практическим, наглядным методами.
- Эмоциональный компонент – убеждение, базирующееся на эффекте внушения. Используют беседы, рассказы, наблюдения, экскурсии, просмотры видеофильмов, компьютерных программ.