Ксения Корбатова
Моделирование и знаковая система как средство познания окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование и знаковая система как средство познания окружающего мира.
Согласно концепции культурно – исторического развития, предложенной известным отечественным психологом Л. С. Выготским, познание человеком окружающего мира осуществляется через присвоение того опыта, который был накоплен предшествующими поколениями.
Использование различных знаково – символических средств как развития личности, находит отражение в работах таких ученных, как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Н. Г. Салмина, Е. Е. Сапогова и др.
Публикация «Моделирование и знаковая система как средство познания окружающего мира» размещена в разделах
Теоретико – методологические основы использования моделей и деятельности моделирования были разработаны в исследованиях А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Н. Н. Подьякова.
Процесс познания окружающего мира начинается с непосредственного чувственного восприятия предметов, объектов окружающей действительности. Поэтому освоение знаковой символической деятельности осуществляется на начальных этапах развития человека, а именно в дошкольном детстве.
С различными моделями мы сталкиваемся еще в раннем детстве: игрушечный автомобиль, самолет, кубики, кукла. Дети часто моделируют (играют в кубики, обыкновенная палка им заменяет коня и т. д.). Такие игрушки, являющиеся, по существу, моделями реальных объектов, играют важную роль в процессе познания окружающего мира.
Модели и моделирование используются человечеством давно. По сути, именно модели и модельные отношения обусловили появление разговорных языков, письменности, графики. Наскальные изображения наших предков, затем картины и книги - это модельные, информационные формы передачи знаний об окружающем мире последующим поколениям.
Модель – мысленная представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его, так, что её изучение даёт нам новую информацию об этом объекте. В. А. Штофф
Другими словами: модель является представлением объекта в некоторой форме, отличной от формы его реального существования, используемой в качестве его заместителя, для выяснения тех или иных характеристик.
3
Практически во всех науках о природе (живой и неживой) и обществе построение и использование моделей являются мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь сложными, что лучшим способом их изучения является: построение модели, отображающую лишь какую-то часть реальности более простую, чем эта реальность, исследование этой модели.
Модель необходима, для того чтобы:
Научиться использовать объект или процесс при заданных целях;
Понять объект – как устроен, свойства, взаимодействия с окружающим миром;
Именно моделирование обеспечивает познание предметов и явлений, делает доступным изучение скрытых сторон и зависимостей связей, что важно для формирования картины мира.
Для интеллектуального развития дошкольников важными являются познавательные способности. При этом развитие познавательных способностей имеет связь с развитием деятельности моделирования.
Как показывают результаты психолого – педагогических исследований, в развитии познавательных способностей лежит наглядное моделирование.
Оно включает три типа моделирования :
1. Действия замещения (например дети могут замещать цвет, форму у объекта, предмета).
2. Готовые модели (сопоставление реальных предметов и заместителей).
3. Построение моделей (характерно для старшего дошкольного возраста).
Мы видим, что при развитии познавательных процессов у детей используются различные типы моделей.
Первоначально на ранних этапах развития ребенка используются: предметно – схематические модели (до 4 лет)
Иконические модели (3- 5 лет)
Условно – схематические (5 -7 лет)
Характеристика моделей :
1. Предметно – схематические модели показывают существенные признаки, особенности, взаимосвязи существующих объектов и явлений представлены в виде предметов – макетов.
2. Иконические модели – имеют сходство с натурой (в миниатюре).
3. Условно – схематические модели передают существенные, наглядно воспринимаемые признаки конкретной систематической группы.
Функции модели, как наглядно – практического средства познания :
• Иметь структуру аналогичную изучаемому объекту;
• Четко отражать основные свойства и отношения;
• Быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с нею;
• Ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
• Должна облегчать процесс познания.
Процесс моделирования можно представить в виде последовательности нескольких этапов:
Объект - модель - изучение модели - знания об объекте.
Обучение детей моделированию тесно связано с использованием системы обследовательских действий, и планомерным анализом и сравнением объектов или явлений, а также взаимосвязей между объектами.
Создание моделей детьми самостоятельно, будет результативным лишь в случае хорошего владения ими знаниями окружающего мира.
Чтобы моделирование прочно вошло в предметную среду дошкольного образовательного учреждения, важно методически грамотно их использовать в системе ознакомления детей с окружающим миром.
Информация, заложенная в модели формирует у детей ответственность, ребенок может представить сущность данного объекта и явления.
Дидактическая ценность моделирования : это материал, который позволяет глубоко и обстоятельно разобраться в объекте и явлениях окружающей жизни. Является средством постоянного повторения изученного материала. Формирует у детей навык правильно строить логические рассуждения, развивает внимание, дисциплинирует, развивает инициативу и изобретательность в своих рассуждениях в достижении цели.
Список литературы:
1. Венгер Л. А. Развитие способности к пространственному наглядному моделированию. Дошкольное воспитание. 1982. №3
2. Ветрова Н. И. Этапы формирования приемов абстрагирования признаков наблюдаемых предметов у детей старшего дошкольного возраста. Сб. : Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976.
3. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. – М. ,1993.
4. Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. – М. ,1993