ольга шувайкина
Модель занятия по лепке по мотивам дымковской игрушки «Олешек»
Задачи:
- учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек;
- обучать приёмам лепки (вытягивать, придавливать, примазывать);
- развивать моторику пальцев рук;
- воспитывать интерес и любовь к народному промыслу.
Предварительная работа : беседы, рассматривание картин, альбомов и игрушек по теме.
Материал: мольберт, картина с изображением дымковской игрушки - олешки, дощечка для лепки, пластилин, стеки.
Ход занятия
Мы игрушки расписные,
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Воспитатель: Ребята, вам нравятся эти игрушки? Почему? (ответы детей)
Кто знает, как их называют? (ответы детей: дымовские)
Это дымковские игрушки. И мы сейчас, о древней дымковской игрушке поведём рассказ:
2. Беседа
Давным - давно недалеко от города Вятки на берегу реки, жили в одном селе люди. Когда становилось холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливали печи.
Дым окутывал все крыши домов, да так, что ничего не было видно, только один дым. И поэтому это село назвали Дымково. Люди в этом селе трудились в поле, пасли скотину, а маленькие детки играли на лугу, шутили. У этих детей не было таких игрушек как у вас.
И задумались все взрослые, чем порадовать детишек. Они набрали на берегу реки красную глину и вылепили разные игрушки, просушили, обожгли их в печи, покрыли мелом разведённом на молоке и расписали красками. Вот так и появились эти яркие, весёлые и задорные игрушки.
В начале лепили свистульки в виде коней, медведей, баранов, козлов, уточек, а игрушки стали лепить чуть позже. Все свистульки и игрушки лепили и расписывали только женщины и девочки. Потом эти игрушки и свистульки стали продавать на ярмарке. Всем очень полюбились игрушки умельцев из Дымково и стали их называть ласково "дымка".
Узор на игрушках очень простой. Посмотрите и скажите, какие узоры видите (ответы детей: разные кружочки, полоски)
Правильно, узор состоит из клетки, кругов, точек полосок, зигзагов и ромбиков. Расписывают их самыми яркими, весёлыми красками. Каких только игрушек не лепят, посмотрите, всадники, дамы, кавалеры, птицы, звери, сказочные персонажи.
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
- А ну, отгадайте, что мы за игрушки? (Дымковские игрушки).
А мы сегодня будем лепить олешку.
Пальчиковая гимнастика
Привезли мы глину с дальнего бугра
Ну-ка за работу, чудо – мастера!
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет
А в печи не калачи,
А в печи игрушки!
3 .Практическая часть
Показ педагогом, как можно вылепить олешку.
Затем показать, как можно вылепить олешку из целого куска глины (пластилина, предварительно спросив об этом детей (ранее дети таким способом лепили козлика).
Мы с вами берём кусок пластилина и зрительно делим его на три части, одну из них отделяем – это голова будет, а две других – туловище.
Катаем две колбаски. Одну — потолще и подлиннее - это будет туловище и ноги. Другую — потоньше и покороче - это будет шея и голова.
Толстую колбаску зрительно делим на 3 части.
Разрезаем стекой с двух сторон (первую и третью части) – получаются ноги.
Выгибаем среднюю часть толстой колбаски (это туловище) .
Ножкам придаем округлую форму.
Берем тонкую колбаску и отрезаем небольшой сегмент наискосок.
Скошенной стороной прикрепляем колбаску к туловищу. Хорошо разглаживаем места соединения.
Верхнюю часть тонкой колбаски сгибаем и формируем голову олешки.
Делаем два треугольных ушка методом отщипывания от большого куска пластилина. Ушки должны быть толстенькие иначе они сломаются.
Делаем рожки. Раскатываем аккуратно колбаску, она так же не должна быть очень тонкой, иначе может сломаться.
Колбаску (рожки) сгибаем пополам и закрепляем между ушек. Хорошо сглаживаем места креплений.
Делаем маленький хвостик и прикрепляем к туловищу.
Вот и получился олешек.
- Из чего делают дымковские игрушки? (Игрушку делают и з глины)
Но у нас нет глины, и мы будем делать из пластилина.
- Что понадобится мастерам для работы? (Ответы детей)
Самостоятельная работа детей.
Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.
В процессе занятия следить за тем, чтобы дети пользовались правильными приемами лепки, за осанкой детей.
Итог Выставка детских работ. Посмотрим, как наши мастера справились с работой (рассмотреть все готовые работы).
- Какая работа вам понравилась больше всех? (Ответы детей)
Все мастера оказались творческими сегодня.
Получились красивые и необычные олешки (порадоваться общему результату)