Елена Пономарёва
Модель рабочей программы «Самосознание и саморегуляция психических состояний педагогов ДОУ»
I. Пояснительная записка
Актуальность темы обусловлена тем, что психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность. Поэтому знание закономерностей саморегуляции состояний, умение управлять собственными состояниями, а также овладение приемами и способами регуляции являются важными компонентами процесса самосовершенствования педагогов.
Публикация «Модель рабочей программы „Самосознание и саморегуляция психических состояний педагогов ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Самосознание - выполняет регулирующую роль в жизнедеятельности человека. Поведение человека, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание.
Цели программы :
Развитие самосознания и самовосприятия педагогов, команда образование, личностная саморегуляция, снятие психоэмоционального напряжение у педагогов.
Задачи:
Создание условий для развития самосознания и самосовершенствования педагогов.
Способствовать формированию умения работать в группе, создание доверительной атмосферы.
Снизить негативные переживания и трансформировать их в положительные эмоциональные состояния.
Формировать потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.
Ознакомление с техниками саморегуляции, снятию психомышечного напряжения.
Повышение уверенности в себе и личностный рост педагогов.
Методы работы :
Особенностью программы является использование различных методов, приёмов направленных на развитие самосознания и саморегуляцию психических состояний :
игры-релаксации, релаксация с музыкальным сопровождением, с элементами арт- терапии, рефлексия, медитативные техники, элементы эвритмии (см. приложение № 6).Использование приемов аутотренинга, метод словесно — образного эмоционально — волевого управления состоянием человека, использование теста Самооценка эмоционального состояния.
Методические аспекты проведения практических занятий:
Цикл практических занятий рассчитан на 5 занятий.
Коллективные занятия в группах - 10-15 человек.
Категория сопровождения: программа предназначена для работы с педагогами дошкольных учреждений. Рекомендуется проводить занятия психологу, педагогу - владеющего навыками тренинговой работы.
Продолжительность занятий - 1-1,5 часа.
Условия проведения: комната психологической разгрузки, или оборудованная в соответствии с основными требованиями: располагать к отдыху, расслаблению и групповому взаимодействию.
Режим проведения – курс программы рассчитан на учебный год, занятия проводятся один раз в 2 месяца.