МААМ-картинки

Формирование гражданско-патриотических ценностей учащихся

ОЛЬГА СМОЛИНА
Формирование гражданско-патриотических ценностей учащихся
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование гражданско-патриотических ценностей учащихся»

Модель проекта учителя на межаттестационный период

В условиях Модернизации перед школой была поставлена задача - подготовить учащегося к жизни в демократическом правовом государстве, воспитать гражданственность как совокупность тех качеств личности, которые позволяют интегрировать ее в гражданское общество. При этом в теории акцент смещается с интересов государства на интересы личности и общества.

Публикация «Формирование гражданско-патриотических ценностей учащихся» размещена в разделах

Интересы государства рассматриваются как совокупность интересов отдельных личностей и общественных групп. Будет справедливым отметить, что не все учителя считают необходимым вести патриотическую пропаганду в школе, они не против самого патриотизма, они против насаждения патриотизма по плану.

Но…в японских учебниках истории записано: «Японцам не нужно становиться великим народом, они и так им являются». Подобные записи встретим в Китае, США – в них заложена концептуальная линия воспитания детей. К тому же в европейских странах и США патриотизм воспитывает сильное гражданское общество, а не государство.

В России идет процесс его становления. Поэтому это дело действительно государственной важности.

Тема формирования патриотизма и гражданственности освещена в литературе достаточно хорошо, ей посвящены многие теоретические и практические разработки, созданы десятки моделей, но думается, что каждый учитель истории, обществознания должен проанализировать проблему сам, пропуская ее через себя еще и еще раз, определяя приемлемые для себя, учащихся и ОУ формы работы.

Анализ теории и практики гражданско-патриотического воспитания учащихся позволил выделить следующие противоречия между:

важностью определения содержания гражданско-патриотического воспитания в современных условиях и неразработанностью концептуальных основ патриотического воспитания личности, отсутствием целостной теории гражданско-патриотического воспитания;

осознанием значимости региональных культурных ценностей в гражданско-патриотическом воспитании учащихся и недостаточным уровнем реализации их возможностей в воспитательном процессе.

На основе вышеизложенного была сформулирована проблема исследования: какие педагогические условия достаточны и необходимы для научно-методического и обеспечения гражданско-патриотического воспитания учащихся с учетом регионального аспекта.

Объект исследования: образовательная среда, в которой происходит патриотическое и гражданское воспитание учащихся школы.

Предмет исследования: содержание, формы, методы и приемы формирования гражданско-патриотических ценностей и умений учащихся, в

процессе освоения знаний в курсах истории и обществознания, дополнительных курсах и внеклассной работе

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования гражданско-патриотических ценностей при создании атмосферы приоритетности данной проблемы.

Гипотеза исследования: Эффективность формирования социально-значимых качеств личности будет выше, если теоретически обоснована и внедрена в образовательный процесс модель системы развития гражданско-патриотических ценностей.

Задачи исследования:

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой определила следующие задачи на новый межаттестационный период:

1. Проанализировать и обобщить теоретические исследования, посвященные рассматриваемой проблеме

2. Выявить уровень знаний учащихся о региональных культурных ценностях и определить ценностные ориентации учащихся.

3. Разработать, теоретически обосновать и апробировать на практике модель гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях образовательного пространства школы и города.

4. Провести мониторинг, позволяющий изучить уровень сформированности чувства патриотизма, гражданственности, выявить уровень знаний учащихся о региональных культурных ценностях и определить ценностные ориентации учащихся.

Этапы исследования:

На первом этапе - теоретическое изучение проблемы, ценностных ориентаций учащихся, разработать модель и осуществить частичную ее проверку. Определить предмет, объект, цели и задачи исследования.

На втором этапе- выявить педагогические условия исследуемого процесса, определить содержание, формы и методы гражданско-патриотического воспитания учащихся, осуществить проверка их на практике, а также провести анализ полученных результатов констатирующего этапа.

В ходе третьего этапа - осуществить экспериментальную апробацию комплекса методических средств, систематизацию промежуточных результатов экспериментальной работы и ее оформление.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы планируется использовать следующий комплекс методов:

1. Анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования, нормативных документов, школьной документации, педагогического опыта;

2. Изучение учебников и учебных программ нового поколения (ФГОС) по истории и обществознанию.

3. Анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседы, наблюдение за деятельностью учащихся (за практикой учебно-воспитательной деятельности в целях воспитания гражданско-патриотических ценностей);

4. Теоретическое моделирование как метод исследования внутришкольной системы формирования гражданско-патриотических ценностей

5. Анализ и обобщение результатов

Практическая значимость исследования заключается в совершенствовании учебно-методического обеспечения процесса воспитания.

Разработанные в ходе исследования методические рекомендации могут быть использованы педагогами школы, педагогами дополнительного образования.

Литература

1. Витовтова М. С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М. С. Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9.

2. Горб В. Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результативности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010.

3. Капитонова Г. Н. Система совершенствования патриотического воспитания в УДОД / Г. Н. Капитонова // Дети, техника, творчество. – 2012. - № 1

4. Касимова Т. А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в общеобразовательном пространстве / Т. А. Касимова // Внешкольник. – 2013. - № 1

5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М. : Академия, 2008

6. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории http://rushistory.org/?page_id=1800 19 11.

7. Концепция преподавания обществознания в Российской Федерации. Утверждена на коллегии Министерства Просвещения России 24.12.2018 г. https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe

8. Федеральный государственный образовательный стандарт

общего образования. Основные положения. – URL: http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=730

9. Черноусова, Ф. П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2012. - 112 с.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Беседа-диалог «Семь-Я» по формированию культуры семейных ценностей у детей младшего школьного возраста Цель: скорректировать представления детей о семье; уяснить важность взаимоотношений в семье; развивать чувство эмпатии; развивать внимание,.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование гражданско-патриотических ценностей учащихся
Опубликовано: 22 марта 2020 в 19:29
+55Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование гражданско-патриотических ценностей учащихся» (включая файлы) размещена пользователем ОЛЬГА СМОЛИНА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД