ОЛЬГА СМОЛИНА
Формирование гражданско-патриотических ценностей учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование гражданско-патриотических ценностей учащихся»
Модель проекта учителя на межаттестационный период
В условиях Модернизации перед школой была поставлена задача - подготовить учащегося к жизни в демократическом правовом государстве, воспитать гражданственность как совокупность тех качеств личности, которые позволяют интегрировать ее в гражданское общество. При этом в теории акцент смещается с интересов государства на интересы личности и общества.
Публикация «Формирование гражданско-патриотических ценностей учащихся» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2020
Интересы государства рассматриваются как совокупность интересов отдельных личностей и общественных групп. Будет справедливым отметить, что не все учителя считают необходимым вести патриотическую пропаганду в школе, они не против самого патриотизма, они против насаждения патриотизма по плану.
Но…в японских учебниках истории записано: «Японцам не нужно становиться великим народом, они и так им являются». Подобные записи встретим в Китае, США – в них заложена концептуальная линия воспитания детей. К тому же в европейских странах и США патриотизм воспитывает сильное гражданское общество, а не государство.
В России идет процесс его становления. Поэтому это дело действительно государственной важности.
Тема формирования патриотизма и гражданственности освещена в литературе достаточно хорошо, ей посвящены многие теоретические и практические разработки, созданы десятки моделей, но думается, что каждый учитель истории, обществознания должен проанализировать проблему сам, пропуская ее через себя еще и еще раз, определяя приемлемые для себя, учащихся и ОУ формы работы.
Анализ теории и практики гражданско-патриотического воспитания учащихся позволил выделить следующие противоречия между:
важностью определения содержания гражданско-патриотического воспитания в современных условиях и неразработанностью концептуальных основ патриотического воспитания личности, отсутствием целостной теории гражданско-патриотического воспитания;
осознанием значимости региональных культурных ценностей в гражданско-патриотическом воспитании учащихся и недостаточным уровнем реализации их возможностей в воспитательном процессе.
На основе вышеизложенного была сформулирована проблема исследования: какие педагогические условия достаточны и необходимы для научно-методического и обеспечения гражданско-патриотического воспитания учащихся с учетом регионального аспекта.
Объект исследования: образовательная среда, в которой происходит патриотическое и гражданское воспитание учащихся школы.
Предмет исследования: содержание, формы, методы и приемы формирования гражданско-патриотических ценностей и умений учащихся, в
процессе освоения знаний в курсах истории и обществознания, дополнительных курсах и внеклассной работе
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования гражданско-патриотических ценностей при создании атмосферы приоритетности данной проблемы.
Гипотеза исследования: Эффективность формирования социально-значимых качеств личности будет выше, если теоретически обоснована и внедрена в образовательный процесс модель системы развития гражданско-патриотических ценностей.
Задачи исследования:
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой определила следующие задачи на новый межаттестационный период:
1. Проанализировать и обобщить теоретические исследования, посвященные рассматриваемой проблеме
2. Выявить уровень знаний учащихся о региональных культурных ценностях и определить ценностные ориентации учащихся.
3. Разработать, теоретически обосновать и апробировать на практике модель гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях образовательного пространства школы и города.
4. Провести мониторинг, позволяющий изучить уровень сформированности чувства патриотизма, гражданственности, выявить уровень знаний учащихся о региональных культурных ценностях и определить ценностные ориентации учащихся.
Этапы исследования:
На первом этапе - теоретическое изучение проблемы, ценностных ориентаций учащихся, разработать модель и осуществить частичную ее проверку. Определить предмет, объект, цели и задачи исследования.
На втором этапе- выявить педагогические условия исследуемого процесса, определить содержание, формы и методы гражданско-патриотического воспитания учащихся, осуществить проверка их на практике, а также провести анализ полученных результатов констатирующего этапа.
В ходе третьего этапа - осуществить экспериментальную апробацию комплекса методических средств, систематизацию промежуточных результатов экспериментальной работы и ее оформление.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы планируется использовать следующий комплекс методов:
1. Анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования, нормативных документов, школьной документации, педагогического опыта;
2. Изучение учебников и учебных программ нового поколения (ФГОС) по истории и обществознанию.
3. Анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседы, наблюдение за деятельностью учащихся (за практикой учебно-воспитательной деятельности в целях воспитания гражданско-патриотических ценностей);
4. Теоретическое моделирование как метод исследования внутришкольной системы формирования гражданско-патриотических ценностей
5. Анализ и обобщение результатов
Практическая значимость исследования заключается в совершенствовании учебно-методического обеспечения процесса воспитания.
Разработанные в ходе исследования методические рекомендации могут быть использованы педагогами школы, педагогами дополнительного образования.
Литература
1. Витовтова М. С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М. С. Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9.
2. Горб В. Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результативности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010.
3. Капитонова Г. Н. Система совершенствования патриотического воспитания в УДОД / Г. Н. Капитонова // Дети, техника, творчество. – 2012. - № 1
4. Касимова Т. А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в общеобразовательном пространстве / Т. А. Касимова // Внешкольник. – 2013. - № 1
5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М. : Академия, 2008
6. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории http://rushistory.org/?page_id=1800 19 11.
7. Концепция преподавания обществознания в Российской Федерации. Утверждена на коллегии Министерства Просвещения России 24.12.2018 г. https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe
8. Федеральный государственный образовательный стандарт
общего образования. Основные положения. – URL: http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=730
9. Черноусова, Ф. П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2012. - 112 с.