Папки-передвижки

Формирование гражданско-патриотических ценностей учащихся

ОЛЬГА СМОЛИНА
Формирование гражданско-патриотических ценностей учащихся

«Формирование гражданско-патриотических ценностей учащихся»

Модель проекта учителя на межаттестационный период

В условиях Модернизации перед школой была поставлена задача - подготовить учащегося к жизни в демократическом правовом государстве, воспитать гражданственность как совокупность тех качеств личности, которые позволяют интегрировать ее в гражданское общество. При этом в теории акцент смещается с интересов государства на интересы личности и общества.

Публикация «Формирование гражданско-патриотических ценностей учащихся» размещена в разделах

Интересы государства рассматриваются как совокупность интересов отдельных личностей и общественных групп. Будет справедливым отметить, что не все учителя считают необходимым вести патриотическую пропаганду в школе, они не против самого патриотизма, они против насаждения патриотизма по плану.

Но…в японских учебниках истории записано: «Японцам не нужно становиться великим народом, они и так им являются». Подобные записи встретим в Китае, США – в них заложена концептуальная линия воспитания детей. К тому же в европейских странах и США патриотизм воспитывает сильное гражданское общество, а не государство.

В России идет процесс его становления. Поэтому это дело действительно государственной важности.

Тема формирования патриотизма и гражданственности освещена в литературе достаточно хорошо, ей посвящены многие теоретические и практические разработки, созданы десятки моделей, но думается, что каждый учитель истории, обществознания должен проанализировать проблему сам, пропуская ее через себя еще и еще раз, определяя приемлемые для себя, учащихся и ОУ формы работы.

Анализ теории и практики гражданско-патриотического воспитания учащихся позволил выделить следующие противоречия между:

важностью определения содержания гражданско-патриотического воспитания в современных условиях и неразработанностью концептуальных основ патриотического воспитания личности, отсутствием целостной теории гражданско-патриотического воспитания;

осознанием значимости региональных культурных ценностей в гражданско-патриотическом воспитании учащихся и недостаточным уровнем реализации их возможностей в воспитательном процессе.

На основе вышеизложенного была сформулирована проблема исследования: какие педагогические условия достаточны и необходимы для научно-методического и обеспечения гражданско-патриотического воспитания учащихся с учетом регионального аспекта.

Объект исследования: образовательная среда, в которой происходит патриотическое и гражданское воспитание учащихся школы.

Предмет исследования: содержание, формы, методы и приемы формирования гражданско-патриотических ценностей и умений учащихся, в

процессе освоения знаний в курсах истории и обществознания, дополнительных курсах и внеклассной работе

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования гражданско-патриотических ценностей при создании атмосферы приоритетности данной проблемы.

Гипотеза исследования: Эффективность формирования социально-значимых качеств личности будет выше, если теоретически обоснована и внедрена в образовательный процесс модель системы развития гражданско-патриотических ценностей.

Задачи исследования:

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой определила следующие задачи на новый межаттестационный период:

1. Проанализировать и обобщить теоретические исследования, посвященные рассматриваемой проблеме

2. Выявить уровень знаний учащихся о региональных культурных ценностях и определить ценностные ориентации учащихся.

3. Разработать, теоретически обосновать и апробировать на практике модель гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях образовательного пространства школы и города.

4. Провести мониторинг, позволяющий изучить уровень сформированности чувства патриотизма, гражданственности, выявить уровень знаний учащихся о региональных культурных ценностях и определить ценностные ориентации учащихся.

Этапы исследования:

На первом этапе - теоретическое изучение проблемы, ценностных ориентаций учащихся, разработать модель и осуществить частичную ее проверку. Определить предмет, объект, цели и задачи исследования.

На втором этапе- выявить педагогические условия исследуемого процесса, определить содержание, формы и методы гражданско-патриотического воспитания учащихся, осуществить проверка их на практике, а также провести анализ полученных результатов констатирующего этапа.

В ходе третьего этапа - осуществить экспериментальную апробацию комплекса методических средств, систематизацию промежуточных результатов экспериментальной работы и ее оформление.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы планируется использовать следующий комплекс методов:

1. Анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования, нормативных документов, школьной документации, педагогического опыта;

2. Изучение учебников и учебных программ нового поколения (ФГОС) по истории и обществознанию.

3. Анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседы, наблюдение за деятельностью учащихся (за практикой учебно-воспитательной деятельности в целях воспитания гражданско-патриотических ценностей);

4. Теоретическое моделирование как метод исследования внутришкольной системы формирования гражданско-патриотических ценностей

5. Анализ и обобщение результатов

Практическая значимость исследования заключается в совершенствовании учебно-методического обеспечения процесса воспитания.

Разработанные в ходе исследования методические рекомендации могут быть использованы педагогами школы, педагогами дополнительного образования.

Литература

1. Витовтова М. С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М. С. Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9.

2. Горб В. Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результативности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010.

3. Капитонова Г. Н. Система совершенствования патриотического воспитания в УДОД / Г. Н. Капитонова // Дети, техника, творчество. – 2012. - № 1

4. Касимова Т. А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в общеобразовательном пространстве / Т. А. Касимова // Внешкольник. – 2013. - № 1

5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М. : Академия, 2008

6. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории http://rushistory.org/?page_id=1800 19 11.

7. Концепция преподавания обществознания в Российской Федерации. Утверждена на коллегии Министерства Просвещения России 24.12.2018 г. https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe

8. Федеральный государственный образовательный стандарт

общего образования. Основные положения. – URL: http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=730

9. Черноусова, Ф. П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2012. - 112 с.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Беседа-диалог «Семь-Я» по формированию культуры семейных ценностей у детей младшего школьного возраста Цель: скорректировать представления детей о семье; уяснить важность взаимоотношений в семье; развивать чувство эмпатии; развивать внимание,.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование гражданско-патриотических ценностей учащихся
Опубликовано: 22 марта 2020 в 19:29
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД