Дарья Крюкова
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление ребенка в дошкольное учреждение – сложный и ответственный период в жизни ребёнка и его родителей. В этот период происходит перестройка всего ритма жизни малыша. Ребенку приходится привыкать к новым условиям жизнедеятельности, к распорядку дня в детском саду, к незнакомым взрослым и сверстникам. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и в итоге дезадаптация ребенка в социуме.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами малых форм фольклора» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
И от того, как пройдет привыкание ребенка к новым условиям зависят его физическое и психическое здоровье, дальнейшее познавательное, речевое и эмоциональное развитие и благополучное существование в детском саду и в семье. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволила бы формировать навыки общения, прежде всего со сверстниками и положительное отношение к детскому саду.
Опыт работы с детьми младшего возраста показал благоприятное влияние фольклора на психофизическое состояние малыша в период его адаптации к дошкольному учреждению. Использование малых форм фольклора является одним из действенных способов для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
В период тяжелой адаптации важно создать для малыша положительный эмоциональный климат, атмосферу в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет активность, при этом используя психофизические средства воздействия. Одним из таких уникальных психофизических средств воздействия является малые формы фольклора. Фольклор вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, помогает в развитии мелкой моторики руки, учит малыша преодолевать страх.
Произведения устного народного творчества: пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные, способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми. Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. Диалог взрослого и ребенка расширяет возможности воспитания и обучения ребенка, в том числе способствует развитию речи.
Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается внимание ребенка к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». С их помощью, возможно, развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». Фольклорные произведения позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, они таят в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности.
На этапе адаптации, часто используются игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, которые способствуют снятию эмоционального напряжения, стабилизируют психофизическое состояние ребенка. К таким играм относятся пальчиковые игры, в основу которых положено содержание пестушек и потешек. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что очень важно впервые дни пребывания ребенка в детском саду.
Воспитатель использует потешки, прибаутки, песенки и на занятиях, и во время игровой деятельности детей, и во время проведения режимных моментов. Таким образом, не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним (умывание, одевание, прием пищи, укладывание и др.) под звучание песенок превращается в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития, а кроме того, дети лучше приучаются к режимным моментам детского сада.
Таким образом, малые формы фольклора способствуют повышению эмоционального настроя ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослыми, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую социальную среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают беспрепятственное вхождение ребенка в новый увлекательный мир детского сада.