Екатерина Скворцова
Модель охраны и укрепления здоровья дошкольников в ДОУ. Закаливающие мероприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультурно- оздоровительная работа в детском дошкольном учреждении является неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
На сегодняшний день становятся привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. В перечне причин, определяющих сложившуюся ситуацию [Бальсевич В. К, Баль Л. В. ], называют снижение общего уровня жизни и социальной защищенности населения России, нарушение экологии среды обитания, несовершенство системы медицинского обслуживания, недостаточное финансирование образовательных учреждений и многие другие. Известно, что многие предпатологические состояния детей можно предотвратить средствами физического воспитания, и в этой связи специалисты считают, что существующая система оздоровления функционирует недостаточно эффективно [Дорошенко А. С, Зайцев В. П. ]. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании понятия укрепления здоровья, и ведения здорового образа жизни. В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности, отношение к здоровью существенно меняется в сравнении с детьми младших групп. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые, на первое место ставят физическую составляющую.
Публикация «Модель охраны и укрепления здоровья дошкольников в ДОУ, Закаливающие мероприятия» размещена в разделах
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе.
На сегодняшний день, не во всех дошкольных учреждениях уделяют достаточное внимание проблемам охраны и укрепления здоровья, из чего можно сделать вывод, что оздоровительная работа является актуальной.
В результате изучения и анализа литературных источников выявлены проблемные вопросы, такие как:
1. Увеличение заболеваемости детей.
2. Недостаточность закаливающих мероприятий в режиме дня.
В результате выявленных проблем сформулирован основополагающий вопрос:
Закаливание в дошкольном учреждении - важное звено оздоровительной работы.
Она заключается в разработке систематизированной оздоровительной системы работы воспитателя по укреплению физического здоровья детей с использованием закаливающих мероприятий в условиях детского сада. В работе используются уже существующие методы и приемы закаливающих процедур.
Закаливание организма – это формирование и совершенствование функциональных систем организма, направленных на повышение иммунитета, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Отмечено, что закаливание детей дает двойной положительный результат – снижение их заболеваемости, и повышение полезной занятости родителей на работе, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей на сегодняшний день.
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся условий внешней среды. Влияние факторов среды может привести к повышению резистентности организма и резервов адаптации. Количество известных и описанных в литературе методик проведения закаливающих процедур чрезвычайно велико. Их можно классифицировать следующим образом:
• По особенностям организации;
• Месту приложения закаливающего агента;
• Продолжительности процедуры;
• Теплоощущению;
• Характеру воздействия на организм.
Правильный выбор системы закаливания ребенка – непростая задача. Очень важно, чтобы средства закаливания отличались качественным разнообразием и способствовали адаптации растущего организма к воздействующим на него факторам. С другой стороны, совокупность используемых закаливающих процедур не должна предъявлять завышенные требования к еще не сложившейся системе терморегуляции ребенка.
В результате применения методов закаливания людьми различного контингента, в том числе и дошкольниками, сложился ряд принципов закаливания, которые позволяют достичь желаемых результатов.
Принцип первый-регулярность. Лучше всего ежедневные занятия, которые проходят в одно, и тоже время суток.
Принцип второй – постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата.
Принцип третий – интенсивность. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания.
Принцип четвертый – сочетаемость общих и местных охлаждений.
Принцип пятый – не растираться после обливания.
Принцип шестой – многофакторность природного воздействия, т. е. использование солнца, воздуха, земли, снега.
Принцип седьмой – комплексность. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня.
Принцип восьмой – закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций.
Таким образом, исходя из принципов закаливания, в дошкольных учреждениях предложена система закаливания, которая должна формировать веру (а не стереотип) в здоровый образ жизни.
Закаливание допустимо только при полном здоровье ребенка; начинать процедуры можно в любое время года, но наиболее благоприятно для этого теплое время. Нельзя сразу подвергать детей сильным воздействиям холодного воздуха или воды, приучать к ним следует постепенно, медленно и тем более осторожно, чем моложе и слабее ребенок. Проводить закаливающие процедуры надо с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его возраста. При этом большое значение имеет состояние здоровья, общее физическое развитие, тип нервной системы, самочувствие и настроение в данное время. При выборе мер закаливания необходим совет врача. Нужно внимательно присматриваться к тому, как ребенок переносит охлаждение, как действует на него жара. Здесь может иметь значение и возраст, и недавно перенесенное заболевание, и состояние нервной системы. Дети, очень чувствительные к охлаждению, нуждаются в особом подходе, в большей постепенности мер закаливания. Здесь необходим совет врача. Совсем отказываться от закаливания без особых причин не следует, так как для детей, резко реагирующих на охлаждение, оно как раз очень важно. Иногда ребенок плохо относится к закаливающим процедурам только потому, что изнежен, не желает выполнять то, что ему непривычно. В таком случае придется проявить чуткость и настойчивость в воспитании привычки к закаливающим процедурам.
В условиях дошкольного учреждения в качестве закаливающих процедур можно использовать водное закаливание:
1. Умывание детей.
В возрасте 5-6 лет умывают лицо, шею, верхнюю часть груди и спины, руки до локтя. Начальная температура 27-28 градусов, в дальнейшем (через 1-2 дня) температуру воды уменьшается на 1 градус.
2. Обливание ног.
Обливание ступней и голеней начинали с температуры воды 28 градусов, далее снижали на 1 градус в неделю и доводили до 18 градусов.
После обливания, ноги ребенка насухо обтирают и далее растирают до легкого покраснения. Когда дети привыкли к процедуре, стали использовать контрастное обливание ног. Его начинали в щадящем режиме: вначале ноги обливают теплой водой 35-36 градусов, чередуя с обливаниями водой 24-25 градусов.
Умывание и обливание ног использовать после дневного сна, в те дни, когда не проводится плавание.
В ДОУ эти мероприятия проходят в три этапа:
На первом этапе на основе медицинского обследования и медицинских карт детей выявляют состояние здоровья детей.
На втором этапе дети участвуют в закаливающих мероприятиях.
На третьем этапе здоровье детей вновь обследуют, и на основе этого разрабатывают рекомендации по использованию закаливания в оздоровительной работе с дошкольниками.
Для определения оценки эффективности закаливания можно составлять сравнительные таблицы и графики показателей заболеваемости:
Формы болезней 201_ год 201_ год 201_ год
ОРВИ
ОРЗ
Хронические заболевания
Оценка эффективности закаливания осуществляется по следующим показателям:
Динамика заболеваемости
-уменьшение доли часто болеющих детей
-сокращение длительности одного заболевания (в днях)
-уменьшение частоты заболеваемости ОРВИ
-уменьшение числа дней, пропущенных в среднем одним ребенком по болезни в течение года.
2. Поведение детей в различные режимные моменты. Снижение возбудимости, быстрое засыпание, глубокий сон, хороший аппетит, повышение внимания и активности на занятиях.
Здоровье детей будет полноценным только в том случае, если этот вопрос решается в комплексе, т. е. физкультурно-оздоровительные мероприятия проводятся в дошкольном учреждении, и плавно протекают в семейное воспитание.
Список используемой литературы:
1. Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» -Волгоград: Учитель, 2006.-151 с.
2. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1987.-95 с. : ил.
3. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1986.- 128с., ил.
4. Празников В. П. Закаливание детей дошкольного возраста. - Л. : Медицина, 1991г.
5. Авторская программа оздоровления детей социально-реабилитационного центра: Учебное пособие / Под ред. А. П. Исаева, Челябинск, 2004.
6. Оздоровление детей в условиях детского сада / Под ред. Л. В. Кочетковой. М., 2007
7. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ /В. И. Ввозная и др. М., 2006
8. Организация закаливания детей дошкольного возраста: Метод. Пособие. Екатеринбург, 2002