Елизавета Сюсюкало
Модель методических условий в ДОО, способствующих развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР немаловажную роль играет реализация принципа комплексности коррекционного воздействия, который предполагает взаимосвязанную, слаженную работу всех специалистов психологического, педагогического и медицинского профиля, а также родителей воспитанников. Это становится возможным благодаря организации в ДОО совместной работы узких специалистов и воспитателей с целью сопровождения детей с ОНР.
Публикация «Модель методических условий в ДОО, способствующих развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Под сопровождение понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, реабилитационной работы с воспитанниками, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОНР.
Основными задачами совместной работы всех специалистов являются:
- систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его развития;
- создание условий для развития связной речи дошкольников с ОНР;
- обучение родителей технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.
Чрезвычайно актуальна для современной системы образования, нацеленной на создание вариативной системы обучения и воспитания различных категорий детей, идея Л. С. Выготского о необходимости создания для каждого ребенка условий, соответствующих его индивидуальным особенностям и способствующих реализации его потенциальных способностей. Его идеи относительно практической реализации принципов коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии актуальны и сегодня :
- создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагога и ребенка;
- индивидуализация воспитательных приемов и методов;
- создание развивающей среды как фактора психического развития ребенка;
- необходимость ранней коррекционно-педагогической помощи;
- ориентация на зону ближайшего развития в процессе воспитания;
- воспитание через коллектив, как основной фактор психического развития ребенка.
Определяя цели и задачи коррекционно-развивающей работы в ДОО, И. В. Дубровина подчеркивает, что они отражают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: «… не ребенка подгонять, корректируя под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения детей».
Коррекционная работа – это сложный вид деятельности всех педагогов в детском саду. Залог ее успеха – в их профессиональном взаимодействии.
Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически
сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи у детей с ОНР в ДОО – одна из главных задач коррекционного воздействия. Формирование связной речи у детей с ОНР; изменение ее функции являются следствием усложняющейся деятельности дошкольника и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.
План работы с детьми с ОНР по развитию связной речи включает в себя следующие этапы:
- формирование полноценных фонематических процессов;
- развитие дыхание;
- коррекция дефектов произношения;
- накопление словарного запаса (лексическое и грамматическое значение слов);
- обучение правильному построению предложения и его интонационному оформлению;
- обучение разным видам пересказа;
- обучение самостоятельному рассказыванию.
Данными направлениями занимается не только учитель-логопед в рамках своих коррекционных занятий, но и все педагоги ДОО на своих занятиях включает данные направления в специфику своей работы.
Развивающие ситуации, направленные на развитие правильной связной речи детей, проводятся в течение всего учебного года как учителем-логопедом, так и воспитателем, музыкальным руководителем, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию. В силу специфики речевых нарушений педагоги включают компоненты коррекционной помощи в образовательный процесс группы. Однако нередко в силу разных причин (отсутствие у педагогов достаточного объема коррекционно-педагогических знаний, знаний различных технологий развития связной речи, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков речевого развития) организовать ее на оптимальном уровне довольно сложно.
Именно поэтому ДОО необходимо создать методические условия для организации данной работы. К данным условиям относится возможность специалистов и родителей повышать свою компетентность в области речевого развития дошкольников, наличие в детском саду развивающей предметно-пространственной среды для осуществления коррекционно-развивающего процесса.
В процессе работы была разработана модель методических условий развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, которая представлена на рисунке.