Надежда Скляр
Модель кабинета педагога-психолога
МОДЕЛЬ КАБИНЕТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В системе образования происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка.
Практика убеждает, что в современном обществе многочисленные проблемы детей резко актуализируются. В связи с этим главной целью деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения является содействие полноценному развитию личности воспитанников, обеспечение их успешной адаптации и социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении.
Публикация «Модель кабинета педагога-психолога» размещена в разделах
Опыт показывает, что наиболее продуктивно реализуют свои функции те педагоги-психологи, которые не только ревностно относятся к совершенствованию стиля своей деятельности, но и создают необходимые для этого условия, уделяют должное внимание организации своего рабочего места. Под рабочим местом практического психолога понимается сбалансированный комплекс функций его деятельности, обеспеченный средствами для их реализации, накладывающий соответствующие обязанности и дающий необходимые права, требующий определенной ответственности и представляющий достаточную власть для выполнения профессиональных задач [1].
Кроме сбалансированности этого комплекса, для организации рабочего места психолога необходимы: последовательная приверженность к творческому подходу; наличие профессиональной компетентности; практический опыт; конструктивное взаимодействие практического психолога со всеми реалиями, влияющими на результаты его труда; материальное обеспечение рабочего места [3].
Первую попытку научно обосновать требования к материально-техническому и методическому обеспечению работы кабинета психолога предпринял Л. С. Выготский [2]. В 1923 году, работая в педагогическом техникуме, он предложил организовать кабинет экспериментальной психологии. Свои предложения он сформулировал в докладе, где определил задачи кабинета, наметил необходимые меры для его организации, составил смету расходов, определил работу на ближайшие месяцы. Доклад назывался «Об организации психологического школьного кабинета при педтехникуме». Несмотря на экспериментальную направленность кабинета, он решал задачи психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
На необходимость особого внимания к оформлению кабинета психолога и организации его работы указывает Р. В. Овчарова. Чтобы регулировать выполнение функциональных обязанностей, психологу рекомендуется предусмотреть доминирующие направления деятельности. Это связано с тем, что многие направления деятельности психолога (психотерапевтическое, коррекционное, консультативное, тренинг) требуют наличия специфических условий [6].
Группа архитекторов и психологов под руководством О. Н. Усановой разработала проект кабинета психолога [7]. Их труд называется «Специализированный кабинет детского психолога». Он рассчитан на работу с воспитанниками детского сада и школы. Основная концепция проекта — организация пространства, имеющего нетрадиционную форму и вызывающего определенные чувства. Организация пространства предполагает вогнутые линии и плоскости. Проектировщики осознанно отходят от прямого угла с целью сделать восприятие ребенка более чувственным, нежели аналитическим. Авторы проекта предлагают реконструировать классную комнату, скруглив углы и поделив ее на функциональные зоны подвижными перегородками, установленными по плавным кривым. Для усиления пластичности композиции рекомендовано использование мебели со скругленными формами, расставленной по тем же плавным кривым.
Второй принцип формирования среды кабинета состоит в воссоздании образов природы. В проекте показано, как можно использовать композиции, растительность и другие дополнения, чтобы интерьер помещения повышал психологическую комфортность для детей.
Решение пространства ориентировано на поддержание нормального эстетического и психологического климата, что достигается как за счет общего стиля оформления помещения, так и применением частных деталей интерьера романтического характера: люстр, фонарей, дверей, профильных переходов от стены к потолку, лепных розеток на потолке и др. Все это, по замыслу авторов, должно вернуть ребенка в мир более чувственный, нежели бесконечно повторяемый современный интерьер, прагматичный с точки зрения стройиндустрии.
С учетом задач работы психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
1. Зона ожидания приема представляет собой отдельные небольшие помещения, закрытые от посторонних. В оформлении их рекомендуется использовать цветы, картины. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у детей и их родителей.
2. Зона первичного приема и беседы оснащается рабочим столом, картотекой с данными о клиентах (детях, учителях, родителях, закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые должны быть недоступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования.
3. Зона консультативной работы оформляется максимально комфортно: журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра. Все это создает обстановку уюта, защищенности, располагает к расслаблению, успокоению, способствует открытому доверительному общению в условиях индивидуального, группового или семейного консультирования.
4. Зона игровой терапии в специализированном кабинете детского психолога имеет особое значение и поэтому должна быть соответствующим образом оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками, рисунками на стенах и т. д. Цветовой дизайн и фитодизайн в этой зоне дополняют друг друга в создании «детского пространства». Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности.
5. Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, снятия усталости и восстановления работоспособности в сеансах кратковременной релаксации, а также при обучении методам саморегуляции в группах. Психоэмоциональная разрядка в этой зоне может достигаться и специфическим решением интерьера: изменением объемов и формы зоны, перемонтировкой подвижного и легко комбинируемого оборудования, трансформацией пространства с помощью временных перегородок. Эффект релаксации и снятия мышечного напряжения может быть достигнут и под воздействием определенных элементов обстановки, изменения слайдовых изображений и светового оформления, а также функциональной музыки.
Помимо обучения навыкам формирования состояния релаксации, в этой зоне можно проводить занятия и сеансы аутогенной тренировки с просмотром слайдо- и видеопрограмм с музыкальным сопровождением. Особое значение эти занятия приобретают для лиц, проживающих в районах неблагоприятных экологических воздействий или испытавших травматический стресс.
Все эти зоны по сути соответствуют целям и задачам функционирования кабинета психолога непосредственно при или на базе учебно-воспитательного учреждения, где основным контингентом посещающих кабинет или нуждающихся в его работе являются учащиеся различного возраста, их родители и учителя [4].
На сегодняшний день большинство образовательных учреждений удовлетворяют основным нормативным требованиям к рабочему месту педагога-психолога, однако иногда реальные условия образовательного учреждения (такие, например, как типовой проект здания) не позволяют воплотить все нормативные требования и собственные замыслы педагога-психолога. Но в любом случае следует помнить, что кабинет педагога-психолога должен находиться в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету. Предпочтительнее использовать кабинет небольшой по размерам, пропорционально и хорошо освещенный. Большие и непропорциональные помещения очень сложно оформить; кроме того, они не способствуют созданию близости общения и доверительной атмосферы.
Комната должна гарантировать ребенку защиту от посторонних глаз: в ней не должно быть внутренних окон и стеклянных дверей. Наличие внешних окон необходимо, но они должны иметь занавески.
Предпочтительным покрытием для пола является линолеум, так как он долговечен и легко моется. Цветовые сочетания и общий фон не должны быть яркими и подавляющими. Лучше использовать пастельные, успокаивающие оттенки зеленого и голубого в сочетании с теплым бежевым либо желтым цветом. Эта цветовая гамма способствует адаптации к помещению и к ситуации взаимодействия с психологом.
Очень важна и атмосфера психологического кабинета — всё здесь должно говорить о том, что это место предназначено именно для детей. Например, верхняя полка на стене или стеллаж с игрушками должны находиться не выше, чем в метре от пола, чтобы малыши могли до нее дотянуться.
Список литературы
1. Анисимов С. А., Бондаренко В. Н., Василенко А. Б. и др. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / С. А. Анисимов, В. Н. Б ондаренко, А. Б. Василенко и др. — М., 1996. — С. 33–34.
2. Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету / Г. Л. Выгодская, Т. М. Лифанова. — М., 1996. — 120 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. — СПб., 1998. — 255 с.
4. Кибак И. А. Эргономическое обеспечение рабочего места современного психолога / И. А. Кибак // Развитие психологии в Беларуси: история и современность: в 2 ч. — Ч. 2.; сост. Л. А. Кандыбович. — Мн., 2001. — С. 133–142.
5. Материально-техническое и методическое обеспечение работы кабинета психолога. Документация школьного психолога: документация (планы, отчеты, характеристики) / Л. А. Кандыбович, А. Н. Сизанов. — Мн., 2009.
6. Набойкина Е. Л. Интегративная коррекционно-развивающая программа реабилитации и адаптации детей с особенностями психофизического развития «Ресурс» / Е. Л. Набойкина. — Мн., 2003. — 58 с.
7. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е. Л. Набойкина. — СПб., 2006. — 144 с.
8. Нормативные документы для педагогов-психологов и психологической службы учреждений образования: Сборник. — Мн., 2001.
9. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. — М., 1996. — 204 с.
10. Специализированный кабинет детского психолога / О. Н. Усанова. — М., 1995.