Элеонора Мухитова
Модель исследовательского центра в подготовительной группе
▼ Скачать
Цели создания, роль в процессе обучения
В соответствии с федеральными государственными стандартами (ФГОС) ориентироваться в ходе экспериментальной работы надо на развитие инициативных качеств и стимулирование самостоятельности в действиях и решениях детей. Создать условия, которые благоприятствуют занятиям практической деятельностью, а также приобщить детей к осуществлению поиска информации на самостоятельной основе — именно это является конечной целью проведения экспериментаторских занятий.
В их ходе у дошкольников должны сформироваться те знания, умения и навыки, которые они будут использовать в дальнейшем, когда им придется решать стоящие перед ними проблемы.
Публикация «Модель исследовательского центра в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
Принципиально важным фактором обустройства экспериментального уголка в детском саду является правильный подбор к материальной базы (ее нужно подобрать так, чтобы она максимально учитывала специфику возраста дошколят, была экологической, частично сделанной своими руками).
Круг задач
Задачи данного кружка зависят от возраста тех детей, с которыми проводится занятие.
Основными задачами по работе с детьми в младшем возрасте от полутора до трех лет являются:
• сформировать у малышей базовые знания о мире, который их окружает;
• приобщить к предметным видам деятельности;
• сформировать навыки мелкой моторики и координации;
• развить способности к исследованию посредством органов чувств;
• научить сосредотачиваться на конкретном объекте.
Работа в уголке экспериментирования
Уголок экспериментирования является частью предметно-развивающей среды в детском саду. Наличие интересных приборов и возможность изучить разнообразные материалы и предметы привлекают воспитанников. Задача педагога — создать интерес к практическим исследованиям. Дети часто воспринимают опыты как фокусы, но экспериментирование в детском саду ставить целью не показать, а выполнить и понять, какие причины лежат в основе того или иного явления.
Работа начинается со знакомства воспитанников с целью создания уголка: «Здесь мы будем изучать предметы». Воспитатель озвучивает правила поведения в зоне исследований : «Если взял, не забудь вернуть на место», «Используй по назначению» и т. д.
Средства оформления уголка
Экспериментальный уголок является зоной практической деятельности и потому должен быть оформлен наглядными материалами, рассказывающими и напоминающими детям о порядке проведения исследований. Обязательно в мини-лаборатории размещаются иллюстрированные правила техники безопасности.
Как назвать исследовательский уголок
Название уголка должно быть понятно детям и по возможности вызывать положительные эмоции. Воспитанники старшей и подготовительной групп предпочитают отсылки к научной тематике и названия, связанные с фантастическими сюжетами. Рекомендуется привлекать детей к придумыванию названия уголка. Когда зона оборудовано и оснащено место будущего экспериментирования, воспитатель задаё т вопрос: «Как же назвать наш уголок?» Для стимулирования фантазии можно предложить выбрать понравившееся из предложенных вариантов и дополнить на свой вкус. Или дать задание придумать название в соответствии со стилем оформления лаборатории.
Паспорт уголка экспериментирования
Воспитатель подготавливает паспорт уголка опытно-экспериментальной деятельности, в котором указывает его расположение, оснащённость, наполнение, элементы украшения. В паспорте прописываются цели организации мини-лаборатории в группе, задачи и формы функционирования, описываются игры-эксперименты, опыты, практические упражнения. Паспорт хранится в уголке группы или в шкафу с документами и методическими материалами воспитателя.
Шаблон для составления паспорта уголка опытных исследований :
• название уголка;
• номер группы/название, возрастная категория детей;
• цели и задачи функционирования уголка;
• предметы мебели, их количество;
• материалы, инструменты, приборы, их количество;
• дидактические материалы (настенные плакаты, атласы, схемы, энциклопедии, журналы наблюдений, бланки фиксирования результатов);
• картотека опытов и экспериментов ( возможных в условиях уголка: самостоятельных и проводимых совместно с педагогом).
Наполняемость уголка
1 Приборы-помощники
увеличительное стекло,
песочные часы
микроскопы.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема.
3. Мерные ложки (от детского питания).
4. Сита и воронки.
5. Резиновые груши разного объема.
6. Половинки мыльниц.
7. Формы для льда.
8. Резиновые перчатки.
9. Медицинские материалы (пипетки с закругленными концами, шприцы без игл, колбы, деревянные палочки).
10. Гибкие пластиковые или резиновые трубочки, соломки для коктейля.
11. Гигиенически безопасные детские шампуни, растворимые, ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки).
12. Взбивалки, деревянные лопатки и шпатели для размешивания.
13. Разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки (для рассматривания песчинок, глины).
14. Лупы.
15. Клеенчатые фартуки.
16. Нарукавники.
17. Щетка, совок, тряпки.
18. Технический материал: гайки, скрепки, винтики.
19. Разные виды бумаги.
20. Прочие материалы: воздушные шары, масло, свечи.
21. Природный материал.
22. Утилизированный материал (кусочек кожи, дерева, винтики).
23. Карточки-схемы проведения экспериментов.
24. Индивидуальные дневники для экспериментирования.
25. Условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки (по правилам работы в уголке экспериментирования).
26. Персонажи, наделенные определенными чертами - задающий вопросы почемучка, от имени которых моделируются проблемные ситуации.