Елена Диденко
Проектирование НОД с использованием инновационных педагогических технологий
Итоговая практико-значимая работа
«Проектирование непосредственной образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий по художественно-эстетическому развитию»
по курсу вариативного модуля в форме проблемно-тематического семинара
«Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Публикация «Проектирование НОД с использованием инновационных педагогических технологий» размещена в разделах
Введение федерального образовательного стандарта дошкольного образование обеспечивает реализацию основной образовательной программы дошкольного образования образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Данный проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в котором рассматривается художественно - эстетическое развитие, связанное с реализацией части ООП, формируемой участниками образовательных отношений (с учетом регионального компонента работы дошкольной организации).
Цель проекта : Реализация требований ФГОС ДО при изучении направления художественно - эстетического развития дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач.
Задачи: 1. Выявить теоретические основы эстетического развития детей дошкольного возраста. 2. Обозначить инновационные педагогические технологии и применить их в работе.
3. Разработать конспект непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО (п. 1.6. ФГОС ДО)
Цель проекта :
1. Повысить качество художественно-эстетического развития воспитанников ДОУ.
2. Разработать модель управления воспитательной системой по художественно-эстетическому развитию с учетом возможностей
педагогического коллектива, материально-технической базы, социального заказа (п. 1.5. ФГОС ДО)
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить состояние художественно-эстетического развития воспитанников в ДОУ, социальный заказ родителей, возможности окружающего социума.
2. Разработать концепцию воспитательной системы по художественно-эстетическому развитию дошкольников ДОУ на основе обновленного содержания.
3. Повысить квалификацию педагогов ДОУ по художественно-эстетическому развитию. Оказать методическую помощь в объединении всех видов художественной деятельности в единый, целостный педагогический процесс формирования у детей художественного творчества, интереса к эстетической стороне действительности, духовности.
4. Обеспечить условия для реализации задач воспитательной системы по художественно-эстетическому развитию (материально- техническое, методическое, дидактическое обеспечение образовательного процесса).
5. Создать возможности для формирования у детей эстетической культуры, развития творческих способностей, приобщения к миру искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
6. Выработать основные направления взаимодействия с родителями воспитанников по решению задач художественно-эстетического воспитания (п. 1.7. ФГОС ДО)
1. Теоретические основы художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста.
Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Борис Тимофеевич Лихачев пишет: «Период дошкольного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности.
Эстетическим развитием детей дошкольного возраста является результат эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способный воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Составляющей этого процесса является художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству.
Задачи эстетического воспитания дошкольников можно представить двумя группами:
- первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
- вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструирование; пение, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Перечисленные выше группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка и предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного,мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др. (ФГОС ДО п. 2.6). А ведущей педагогической идеей художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста является создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность. В свою очередь художественно - эстетическое развитие направлено на достижение целей формирования интереса к
эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развитие детского творчества и приобщение к изобразительному искусству.
2. Виды инновационных педагогических технологий.
Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
Основные виды инновационных технологий, применяемых в работе:
1. Здоровьесберегающие технологии : основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, пальчиковая, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультурные занятия.
2. Проектная деятельность : её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
3. Развивающие технологии : При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
4. Коррекционные технологии : их целью является снятие психоэмоционального напряжения детей. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.
5. Информационные технологии : использование мультимедийных проекторов и компьютеров на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Их использование позволяет вызвать у детей активный познавательный интерес к изучаемым явлениям.