людмила полякова
Модель духовно-нравственного воспитания дошкольников через основы православной культуры и отечественные традиции
▼ Скачать + Заказать документы
Модель духовно-нравственного воспитания дошкольников через основы православной культуры и отечественные социокультурные традиции
Актуальность темы обусловлена кризисным состоянием общества, которое отражается на духовно-нравственном здоровье детей : у них искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. 26 января 2017 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии V Рождественских Парламентских встреч. По его мнению, наша главная забота «… должна состоять в создании условий для защиты человеческой личности, обеспечения ее духовно-нравственного развития и соответствующего развития общества, особенно в условиях навязывания ложных ценностей».
Публикация «Модель духовно-нравственного воспитания дошкольников через основы православной культуры и отечественные традиции» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
Перед российским образованием поставлена масштабная социокультурная задача – стать структурообразующим компонентом общенационального пространства духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. И сегодня мы с вами должны через процессы обучения, воспитания и социализации постепенно расширить ценностно-смысловую сферу личности, направленную не только на интеллектуальную и культурную жизнедеятельность ребенка, но и на гражданскую и духовную в том числе. Именно поэтому в Федеральный государственный стандарт общего образования введен воспитательный компонент, методологической и ценностно-нормативной основой реализации которого является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования решение озвученных выше задач возможно посредством трёх модулей. Первый модуль «Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней» в нашей дошкольной образовательной организации представлен программой развития «Формула здоровья и развития», адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования, адаптированными рабочими программами, дополнительными общеразвивающими программами, проектами по духовно-нравственному воспитанию. Обязательная часть адаптированной основной образовательной программы разработана с учетом программы М. А. Васильевой, коррекционно-оздоровительных программ Л. С. Сековец (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) и Н. В. Нищевой (для детей с нарушением речи). Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена культурно-историческими региональными и российскими ценностями, традициями на примерах из жизни героев нашего времени и святых с учетом основ культуры православия. Данная работа, основанная на традиционном понимании христианской нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества, позволяет передать в полной мере от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие сибирскому народу, опыт духовной жизни. Таким образом, мы пытаемся создать условия для того, чтобы светское образование в нашей дошкольной организации не отрицало православное. В идеале хотелось бы, чтобы светское образование стало органической частью православного, но пока до этого очень далеко… Во втором модуле «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи и общества» нами простраивается деятельность по формированию духовно-нравственных качеств у детей, направленная на подготовку воспитанников к взрослой жизни по семи позициям: устойчивое формирование привычки к здоровому образу жизни; разумное проведение досуга; продолжение образования; готовность к труду; защита Отечества; создание семьи; а также добрососедство. По третьему модулю «Формирование социокультурной среды, в том числе и развивающей предметно-пространственной, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей» особенно хочется выделить деятельность нашей дошкольной образовательной организации, направленную на построение взаимодействия с общеобразовательной школой, Воскресной школой православного прихода
Свято-Софрониевского храма, родительской общественностью и различными социальными институтами. Всё это способствует созданию открытого образовательного пространства для духовнонравственного воспитания детей. Мы стремимся к тому, чтобы школа и детский сад были не только организациями, где учат, но и стали для ребёнка «социальной семьей». Такая деятельность создает благоприятные условия для укрепления духовности и гражданственности подрастающего поколения, его непрерывного духовно-нравственного совершенствования, способствует воспитанию ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным и трудолюбивым. Кроме того, развивающая предметно-пространственная среда каждой группы детского сада оснащена центрами «Доброцветик» по духовно-нравственному воспитанию, в которых представлены сказки по духовно-нравственному воспитанию, альбомы с фотографиями Святителей духовного мира : Иннокентия Вениаминова, Иннокентия Кульчицкого (епископа Иркутского, Софрония (епископа Иркутского, и героев нашего времени, а также аудиозаписи звона колоколов, детских церковных песен и др. Мы убеждены, что данная деятельность позволяет заложить в наших детях нравственные основы, которые помогут быть им более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России на основе русской православной культуры с привлечением социальных институтов является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.