Елена Сысоева
Сказкотерапия в работе педагога-психолога
СКАЗКОТЕРАПИЯ
В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Подготовила:
Педагог-психолог
Сысоева Елена Юрьевна
Энгельс 2023
1. Ритуал «входа».
2. Теоретическая часть
2.1 Общие представления о сказкотерапии
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Считается, что фундамент для использования сказок в психологии заложили Карл Юнг, Владимир Пропп, Джозеф Кэмпбелл, которые с разных сторон исследовали мифы, легенды, сказки и архетипы в них. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева (М. В. Киселева).
Публикация «Сказкотерапия в работе педагога-психолога» размещена в разделах
С одной стороны, сказкотерапия – это один из методов развития самосознания и эмоционального интеллекта человека. С другой – это наиболее древняя воспитательная система, позволяющая тонко, недидактично фомировать представления о базовых жизненных ценностях. С третьей стороны, сказкотерапия – это язык образов и символов, органичный бессознательному человека. С четвертой стороны, сказкотерапия – это способ поговорить с человеком о душе (особенно если вспомнить, что психология – наука о душе) (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева).
Термин «сказкотерапия» - довольно широкий. Он объединяет применение сказок в психологической, педагогической и дидактической работе со взрослыми и детьми.
С точки зрения психологии сказкотерапия считается разновидностью арт-терапии – комплекса методик, которые помогают человеку понять себя и прийти к решению своих проблем через творчество.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, автор метода Комплексной Сказкотерапии, считает, что и подходов, и школ в сказкотерапии может быть несколько. Творцом и хранителем «московской школы» сказкотерапии является Игорь Вачков.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева является представителем «питерской школы».
Л. И. Кононова, психолог-консультант, сказкотерапевт, утверждает, что сказкотерапия это не самостоятельный подход или отдельная школа. Это, скорее, инструмент, который психолог задействует в работе со взрослым или ребенком, если видит в этом необходимость.
Сказкотерапия – это мощный инструмент, часто дающий много инсайтов. Так, даже при подготовке материала по сказкотерапии, я отмечала большое количество инсайтов для себя.
В основном сказкотерапия считается методом работы с детьми. Ребенок воспринимает сказки достаточно серьезно, у него нет к ним недоверия и предвзятого отношения, они легко встраиваются в его картину мира и становятся инструментом познания себя и окружающего мира. Для взрослых сказки тоже не бесполезны, хотя психологи используют их реже, чем при работе с детьми.
Я люблю сказкотерапию и в работе с детьми, и в работе со взрослыми. По первому образованию я филолог, работала учителем русского языка и литературы. Всегда больше любила уроки литературы, разбор и анализ произведений, поиск в них нравственного смысла. Всегда много читала. Думаю, что моя любовь к литературе перешла вместе со мной и в профессию психолога. Поэтому я постоянно использую сказкотерапию в своей работе.
Часто вижу на практике ее эффективность. Кроме того, этим методом невозможно навредить. Когда мы говорим о метафоре для подростков или сказке для детей дошкольного и школьного возраста, то нужно знать, что даже родители могут повлиять на ребенка приемами сказкотерапии и при этом никак не повлиять на его психику в худшую сторону.
Приведу пример из опыта работы. В конце 90-х я работала в школе учителем русского языка и литературы. На одном из уроков по плану было изложение «Голубая ель. «Памятник подлецу»». Это рассказ о том, как во дворе дома жильцы посадили маленькую елочку, и трепетно за ней ухаживали, растили, укрывали от мороза. И вот, когда ель выросла и стала высокой, пышной красавицей, кто-то под Новый год срубил ее. «Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, - смотрели с болью, содроганием, гневом… На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. На ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Надо сказать, что это изложение проводилось в 9 классе, причем класс был один из самых «трудных». Учащиеся этого класса прогуливали уроки, не выполняли домашние, да и классные задания, были недисциплинированны на уроке и т. д. Когда же я читала данный текст, конечно, интонационно выразительно, в том месте, где описывалась срубленная ель, голос мой дрогнул, в классе стояла абсолютная тишина. И вдруг в этой тишине раздался голос одного из учеников: «Ну вы даете, Елена Юрьевна! Вы даже из нас слезу выдавили». Изложение написали все.
2.2 Функции сказок
Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.
1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации.
2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
- о жизненно важных явлениях;
- о жизненных ценностях;
- о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
- как устроен этот мир, кто его создал;
- что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
- какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
- какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
- как приобретать и ценить дружбу и любовь;
- какими ценностями руководствоваться в жизни;
- как строить отношения с родителями и детьми;
- как бороться и прощать.
4. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» - способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.
5. Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.
2.3 Факторы эффективности сказкотерапии
Сказка содержит многогранный материал, ее можно широко использовать в психокоррекционной работе с детьми. В основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.
Привлекательность сказки для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:
1. Отсутствие в сказке дидактики, нравоучений.
2. Отсутствие четких персонификаций.
3. Образность и метафоричность языка.
4. Психологическая защищенность.
5. Наличие тайны и волшебства.
Отсутствие дидактики
Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, - это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.
Отсутствие четких персонификаций
Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку : Иванушка, Аленушка, Марья. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.
Образность языка. Метафоричность языка.
Каждая сказочная ситуация имеет много граней и смыслов. Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных героев, ребенок во многом формирует для себя картину Мира и, в зависимости от этого, будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.
Психологическая защищенность
Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
Наличие тайны и волшебства
Эти качества свойственны волшебным сказкам. Волшебная сказка – как живой организм – в ней все дышит, в любой момент любой предмет – даже камень – может ожить и заговорить. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок «вживляется» в повествование. Он может себя идентифицировать не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место другого. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, отличающееся от него самого, позволяет ему ощутить многогранность Мира и свое Единство с ним.
Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские. Можно выделить несколько разновидностей народных сказок :
1. Бытовые (например, «Лиса и журавль»)
2. Сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца)
3. Сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или моральную норму.
4. Сказки-страшилки, истории о нечисти (мы помним их из детства, а ведь это не что иное как самотерапия)
5. Сказки-притчи.
6. Сказки о взаимодействии людей и животных.
7. Притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях, я использую их очень часто в процессе консультирования, на тренингах, семинарах).
8. Сказки о животных; мифологические сюжеты.
9. Волшебные сказки, сказки с превращениями («Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка»).
Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
2.4 Коррекционные функции сказки
К коррекционным функциям сказки принято относить следующие:
1. Психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям.
2. Символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов.
3. Принятие в символической форме своей физической активности.
3. Практическая часть
3.1 Возможности работы со сказкой
Сказка – богатый терапевтический материал, который может быть использован в нескольких аспектах.
1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личной жизни клиента. Затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены (как уже было сказано выше, это и притчи, и сказки, использованные в консультировании, на тренингах).
2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала (рисунки детей).
3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях «хорошо – плохо».
4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции (просмотр видеороликов).
5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации (так, сказку про Эльзе я неоднократно использовала в критических ситуациях, напоминая и твердя как заклинание своей дочери «Ты не фея! Ты Эльзе!». Следует сказать, переходный возраст был благополучно пройден, во многом благодаря этой сказке, позволившей сохранить мир в семье и душевное равновесие).
6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).
3.2 Особенности сказкотерапии с детьми
Для индивидуальной или групповой работы со сказкой может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух.
Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
1. Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»).
2. Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки.
3. Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи (откуда это взялось, почему это происходит, зачем это нужно, что будет, если произойдет то-то и то-то).
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой.
Разработанный автором курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно : анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.
Схема размышления над сказками и их обсуждения
(Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева)
Акцент Направление размышления Вопросы Комментарий
Основная тема Понять основные идеи сказки (что с помощью нее хотели передать нам наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр.) О чем эта сказка?
Чему она нас учит?
В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки?
Как конкретно мы будем использовать это знание в своей жизни? Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы
Линия героев сказки. Мотивы поступков Понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки Почему герой совершил тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей Составить список способов преодоления трудностей героями сказки Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей? Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблемы, важно оценить, в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе Понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям Что приносят поступки героя окружающим: радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни
Актуализированные чувства Осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная эмоциональная ситуация и почему Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызвали радостные чувства? Какие грустные?
Какие ситуации вызвали раздражение? Страх? Почему герой реагирует именно так? Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас
Образы и символы в сказках Осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки Кто такой Иван-царевич? Кто такой колобок? Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов, особенно юнгианские
Основные приемы работы со сказкой (по М. В. Киселевой)
1. Анализ сказок
Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка.
После прослушивания сказки детьми им задается ряд вопросов:
• Как вы думаете, о чем эта сказка?
• Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)
• Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
• Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка?
• Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои, что это была бы за сказка?
• Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
Данная форма применяется для детей в возрасте от 5 лет и подростков. Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен как в форме индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.
2. Рассказывание сказок
Прием помогает отработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Или от имени других лиц. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, лисы, Василисы Премудрой».
3. Переписывание сказок
Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку или подростку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, конец сказки и т. д. Переписывая сказку, ребенок сам выбирает наиболее подходящий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения – в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
4. Постановка сказки с помощью кукол
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
5. Сочинение сказок
Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе психолог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.
На практике мы часто сталкиваемся с тем, что и у детей, и зачастую у взрослых, возникают трудности с воображением, сочинением, придумыванием. Очень часто я отмечаю, что даже рисунок «Несуществующее животное» вызывает затруднение. Дети часто рисуют не придуманное ими животное, а разных персонажей из мультфильмов.
Чтобы помочь в сочинении сказки, можно использовать метафорические карты, или игрушки из киндерсюрпризов. Также у Вачкова И. В. в работе «Психология тренинговой работы» в главе 12 приводятся сказкотерапевтические упражнения по обучению навыку сочинения сказок.
Важно, чтобы у наших клиентов в процессе занятий образовался широкий набор способов разрешения трудных ситуаций и сформировалось понимание механизмов их воплощения в жизни.
Некоторые способы разрешения трудностей в сказках
Способ Характеристика Использование в психолого-педагогической практике
Прямая агрессия Герой достает меч и рубит дракону голову Решение проблемы с позиции силы. Показать свою физическую и ментальную силу противнику
Хитрость Герой притворяется слабым, неумелым: Кот в сапогах говорит людоеду, что никогда не поверит, что тот может превратиться в мышку; Иванушка уверяет Бабу-Ягу, что не умеет садиться на лопату, и пр. Посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку
Использование волшебных предметов и помощников Меч-кладенец, перстень, удесятиряющий силу. Передача клиенту оберегающих его предметов: камешков, бусинок и пр. Внушение чувства защищенности
Групповое решение проблем Герои распределяют обязанности между собой Адекватное распределение ролей и обязанностей в коллективе
Передача ответственности другому Иван-царевич передает решение Серому волку В ситуациях, которые невозможно решить самостоятельно, важно подумать, кто бы мог помочь
Структура коррекционно-развивающего
сказкотерапевтического занятия (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева)
Этап Назначение Содержание этапа
1. Ритуал «входа в сказку» Создание настроя на совместную работу Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу все смотрят на свечу, или иное «сплачивающее» действие
2. Повторение Анализ того, что делали в прошлый раз, чему научились, какой опыт приобрели, выводы сделали Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят; как им помогло в жизни то, чему они научились, и пр.
3. Расширение Расширение представлений ребенка о чем-либо Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки.
4. Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести опыт, совершаются символические путешествия, превращения и пр.
5. Интеграция Соотнесение нового опыта с реальной жизнью Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, сто приобрели сегодня
6. Резюмирование Обобщение приобретенного опыта, соотнесение его с уже имеющимся Ведущий подводит итого занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта. Проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт
7. Ритуал «выхода из сказки» Закрепление нового опыта, подготовка ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением.
Также на основе сказок Е. Ульевой «Я побеждаю страхи» я разработала пособие «Сказкотерапия в семейном воспитании». В этом пособии даны рекомендации родителям по сказкотерапии в домашних условиях. Представлены сказки по преодолению страхов. А также созданы видеоролики по сказкам для домашнего просмотра (просмотр видеороликов «Я побеждаю страхи»).
В этом учебном году я решила включить в план работы коррекционно-развивающие сказкотерапевтические занятия в старшей группе.
Фото этапов занятия или видеоролик под музыку «В гостях у сказки»
Сказкотерапевтические занятия проводятся на основе программ Т. Д. Зинкевич-Евстгнеевой и О. В. Хухлаевой. В данных программах авторами предлагаются варианты использования сказок в процессе психологической работы, обсуждаются приемы создания специализированных сказок, помогающих обучению, снимающих неадекватные эмоциональные проявления, коррегирующих поведение и способствующих терапии в острых стрессовых ситуациях, приводятся сказки для практической работы с комментариями.
Подарок для участников тренинга. Упражнение-памятка по сочинению собственной сказки
4. Ритуал «выхода» из занятия.
Взявшись за руки, в кругу все смотрят на свечу. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Передавая свечу по кругу, каждый высказывает свое мнение по поводу занятия.