Наташа Зарудко
МО «Интерактивные формы и методы активизации педагогов ДОУ по повышению качества образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: рассмотрение современной методики применения интерактивных форм в работе детского сада.
Задачи:
— мотивировать педагогов на внедрение и использование интерактивных форм и методов для повышения качества образования в своих детских садах;
— способствовать повышению у педагогов уровня развития профессиональной компетенции посредством интерактивных приемов и методов.
Публикация «МО „Интерактивные формы и методы активизации педагогов ДОУ по повышению качества образования“» размещена в разделах
- уточнить представления педагогов о технологии «дары Фрёбеля»
- способствовать формированию мотивации к использованию инноваций в педагогической деятельности.
- вовлечь каждого участника в творческий поиск, способствовать развитию педагогического мышления, созданию комфортной благоприятной атмосферы для творческой работы.
-развивать речевую активность педагогов, умение грамотно излагать свои мысли.
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас в нашем клубе единомышленников!
Мы объявляем открытие нового сезона. Тема сегодняшнего заседания «Интерактивные формы и методы активизации педагогов ДОУ по повышению качества образования»
Мы предлагаем вам стать не просто слушателями или созерцателями, но и активными участниками клуба единомышленников.
Перед тем как мы начнем работу, я предлагаю вам немного поиграть.
Игра «Что нас объединяет»
Я прошу Вас выйти и сделать круг пожалуйста
Приготовьтесь задание первое.
Объединитесь в четыре группы:
Станьте по цвету глаз: карие
Зеленые
Серые
Голубые
Задание второе
Объединитесь в три группы:
Брюнетки
Блондинки
Шатенки
Задание третье
Объединитесь по группам:
Пришедших в брюках
Юбках
Платьях
Задание четвёртое
Объединитесь в две группы:
На каблуках
Без каблуков
Задание пятое
Создайте группу участников МО
У нас получилась одна большая группа. Несмотря на то, что все мы разные на всех объединяет наша профессия.
Спасибо за участие. Присаживайтесь.
На этой педагогической ноте предлагаю продолжить работу нашего клуба.
Современный ритм жизни требует от нас непрерывного профессионального роста. И все мы хорошо знаем, что в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса ведущую роль играет педагог, и его профессионализм.
Перефразируя изречения древних хочется отметить.
Педагог-это не сосуд, который надо наполнить профессиональными знаниями, а прежде всего факел, который надо зажечь. А еще я бы добавила, который должен засиять самостоятельно под нашим чутким руководством.
Здесь нам на помощь приходят интерактивные формы и методы активизации педагогов.
В настоящее время понятие “интерактивный” широко вошло в нашу жизнь. Мы имеем возможность участвовать во всевозможных интерактивных экскурсиях, проектах, играх, программах
Что же включает в себя понятие интерактивный? Давайте разберемся вместе.
В соответствии с вашими представлениями подберем ассоциацию к каждой букве отражающею суть такого понятия как интерактивный.
Создание ассоциативного ряда к понятию «интерактивный»
интерактивный
И – индивидуализация, интеграция, идея.
Н – нововведения, находчивый, новшества
Т – терпеливый, толерантный
Е –единомышленники, естественный
Р –рефлексия, радость
А – апробация, активный, актуальный, анализ
К-коммуникабельность, креативность
Т-творчество, талант, тактичность
И – информация, игра, исследования, инновация
В-внимательный, верный, взаимодействие, внедрение
Н-находчивый, новация
Ы
Й
Давайте определим, что подходит больше из предложенных вами вариантов выберем одно более подходящее. Исходя из написанного можно сказать, что интерактивный это-….
На сегодняшний день существует большое разнообразие интерактивных форм и методов работы с педагогами. Каждый старший воспитатель выбирает свои интерактивные формы и методы работы с педагогами с учетом возможностей как детского сада так и педагогического коллектива, которые он сможет реализовать.
Исходя из опыта работы нашего детского сада мы используем такие формы работы как : деловая игра, круглый стол, мозговой штурм и другие. А какие еще активные формы работы мы используем, я предлагаю вам отгадать. Вашему вниманию будет предложен видео-фрагмент вам нужно назвать какая использована форма или метод работы с педагогами. Каждую из форм или метода раскрывают три подсказки. Первая: аудио-записи далее видео (говорит воспитатель, научное-обоснование.
На экране цифра 1 и знак вопроса.
Вы правильно назвали все формы.
А теперь обратите внимание на карту, которая расположена на стене на ней мы отметили зелёным цветом часто используемые методы и формы, желтым используем, но не так часто, красным те к чему мы стремимся.
Так как интерактивных форм и методов большое количество. Мы в этом учебном году решили остановиться на тех которые раньше не использовали в своей работе. Мы решили разработать карту-ходилку под названием «Поезд знаний», на которой решили отобразить новые формы работы с педагогами для повышения качества образования. На этой карте-ходилке крупные мероприятия нашего детского сада отмечены станциями.
Первая станция «Установочная платформа». На ней мы утвердили наш путь работы по повышению качества образования в детском саду. Вторая крупная станция «Педагогическое ателье».
Время пути следования на крупную станцию рассчитан на один квартал. Для того чтобы прибыть на крупную станцию с определенными знаниями и умениями мы делаем остановки на мини-станциях (промежуточных станциях) : «Устный журнал», «Мозговая атака», «Тренинг». На промежуточных станциях мы знакомимся с теорией, решаем возникшие вопросы находим к ним ответы.
Для того что бы активизировать педагогов и видеть работу каждого на определенных станциях мы решили разработать и внедрить экран успеха. С помощью экрана успеха можно увидеть активность педагогов их участия в различных мероприятиях, конкурсах, стремление к самообразованию. В течении каждого месяца работа воспитателя отмечается смайликами. В зависимости от набранного количества смайликов в конце месяца отмечается наиболее активный воспитатель :
зелёным смайликом активный,
жёлтый-менее активный,
красный –пассивный.
Третья и четвертая станции предполагает такие формы работы с педагогами как : «Воркшоп», «Печа-Куча» и промежуточными станциями служат: «Деловая игра», «Ярмарка идей», «Методические посиделки», «Мастер-класс», «Подиум педагогических стилей».
В центре карты расположена технология «дары» Фрёбеля. Которую мы решили внедрить в этом учебном году.
Игровой набор «дары Фрёбеля»-это уникальный комплекс обучающих материалов. Созданный для развития и воспитания личности, который мы хотим представить вашему вниманию.
А в этом нам помогут наши педагоги.
Кто же такой Фридрих Фребеля? Слышали ли вы это имя?
Чтение стихотворения на фоне презентации
Интуитивный человек
Родившийся в запрошлый век
Представить бы тогда не смог
Что будет благодарен ему каждый педагог
Систему воспитания сложил
В понятье в детский сад он уложил
Представил, что ребенок есть цветок,
И нужно удобрять его, когда совсем росток.
Родился он в деревне
Был шестым
И путь его по жизни был не совсем простым
И воспитаньем его никто не занимался
Но Фрёбель, не сгорел и не сломался!
Окончив школу, стал учеником –лесничим
Освоил все науки в жизни Фрёбель лично.
Замучали мытарства и сомненья.
Работал секретарем, лесничим,
Библиотекарем,
не приносит удовлетворенья.
Работает при школе, в армии, бросает институт.
Хорошая идея ему приходит тут.
Он школу открывает в Тюрингем свою
Работает на рукописями
Отстаивает их…
Газеты, лекции, открытие школ,
Все получилось
Его узнали, приняли,
Ура! Случилось!
Педагогической системе был он рад
И дал названье учрежденью «Детский сад».
Открылись курсы для подготовки женщин,
Работающих в садике с детьми побольше и поменьше,
Разучивая материнские ласкательные песни
Взяв из известной его книги,
Припевают вместе.
Вы спросите, что тут такого
Никто в то время не создал пособия иного
Которое б способствовало развитию детей,
Ребенок двигается, поет
И развеваться быстрей!
Его мировоззренья идеи уникальны
От садика до университета актуальны
Еще мозаики является создателем,
Простых игрушек, шара и цилиндра мироздателем.
Свои идеи он унес в века
Его соратники продолжили дела
Одна на всех Вселенная
Но мы создаем свои миры
И в этом нам помогут Фрёбеля Дары!
В: Ф. Фрёбель создал свой собственный набор учебных материалов.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка).
Первый дар: «Шерстяные мячики» мячи разного цвета на ниточках. С помощью мячиков, подвешенных на нитке, можно изучать различные направления движения. Для этого необходимо толкать мячики в различные стороны и обращать внимание ребенка на траекторию движения мячиков.
Второй дар: «Основные тела» небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра. Они служат для освоения формы предметов.
Третий дар: «Куб из кубиков» кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогает понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т. д.
Четвертый дар: «Куб из брусков» кубик, но разделенный на восемь пластин (способствует развитию у детей строительных способностей);
Пятый дар: «Кубики и призмы» куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
Шестой дар: «Кубики, столбики, кирпичики» кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.
Эти наборы позволяют ребенку познакомиться с первыми азами конструирования воспроизводить объекты достаточно высокого уровня реализма.
Дополнительные материалы Фрёбеля. Знакомство с плоскостями
Квадратики и треугольники
Они служат для изучения плоских фигур. Они окрашены в основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый). Они позволяют познакомить детей с различными фигурами, разными видами треугольников; показать детям разные цвета и симметричные формы; способствовать развитию мышления и воображения; научить детей строить сложные фигуры используя простые формы.
«Палочки»
Они учат детей сравнивать длину различных линий; знакомятся с соотношениями между линиями и плоскостями.
«Кольца и полукольца» служат для знакомства с кругами и полукругами, линиями и дугами;
с понятием «симметрия»; развивают детское воображение и творческие способности.
«Точки»
Развивают зрительно-моторной координацию; способствуют развитию детского воображения и детского творчества;
«Мозаика. Шнуровка»- способствуют развитию зрительно-моторной координации;
способствовать развитию мышления и воображения;
А сейчас мы хотим предложить фрагмент дебатов. С помощью этой формы мы попробуем разобрать.
Какие ж плюсы и есть ли минусы
В наборах Фрёбеля
И можно ли их использовать в дошкольном возрасте.
Сейчас попробуем мы с вами разобраться.
+В основу педагогических принципов Ф. Фребеля лежат предметы-посредники, с помощью которых ребёнок познает окружающий мир.
Использование его набора с текстильными мячиками можно уже с 2-х месяцев. С точки зрения Фрёбеля форма шара имеет особое значение для первого знакомства, ведь именно такую форму имеет наша Вселенная. С помощью этого набора ребенок знакомиться с цветом, пространственной ориентировкой.
-Я думаю так как он из текстильного материала. То не совсем уместно использовать их в работе с маленькими детьми ведь дети берут в рот предметы с которыми играют.
+Это натуральный материал его можно обрабатываться с помощь моющих средств. Ведь благодаря его «дарам» таким как - шар, куб и цилиндр-ребенок знакомится с геометрическими телами. Остальные четыре «дара»- куб, деленный на мелкие части- дают представление о целом и части. Способствуют развитию конструирования.
- Я считаю, что представленные им игры уже не совсем актуальны для развития ребенка. Так как новые технологии входят в нашу жизнь все больше и больше. Дети выбирают игры с современными конструкторами, различные головоломки, знают и увлекаются компьютерными играми.
+ Наборы Фрёбеля позволяют ребенку с самого раннего детства сооружать разные постройки. Ведь желание сломать или разобрать, всегда присуще малышу, это обуславливается тем, что ребенку необходимо знать, как устроен этот предмет, из чего он состоит, и как крепятся друг к другу его детали. Ведь пока еще он не может себе это представить.
Такая деятельность, как конструирование или моделирование – это отличный способ удовлетворить потребность ребенка в познании строения окружающего его мира.
В процессе конструирования и моделирования дети обогащают свой лексический запас. Ведь дети - неутомимые конструкторы. Они с большим удовольствием делают различные модели (дом, мост, машина и пр.). Исследователи отмечают, что основы моделирования закладываются еще в раннем и младшем дошкольном возрасте. А современные гаджеты в основном дают готовую информацию. И ребенок не всегда может их разобрать и собрать. Я считаю, что в раннем возрасте гаджеты для ребенка вредны. Ведь только непосредственно действуя с материалом ребенок знакомится с окружающими его предметами.
“Дары Фрёбеля”, это и есть прототипы первых конструкторов для детей.
-Но ведь в его наборах имеются мелкие детали, которые можно давать только под присмотром взрослого. Это значит, что нужно с ним постоянно находиться, что не всегда возможно.
+ Под присмотром нужно находиться если давать маленьким детям материал. В старшем возрасте дети могут самостоятельно использовать игровое оборудование. Использование данного набора, развивает образное мышление. Кроме того,занятия с данным набором способствуют развитию воображения, знакомит с числами.
- Но я считаю, в данной технологии четко и хорошо прописаны схемы игр и их последовательность и поэтому я считаю, что игры носят формальный характер.
+ Я так не думаю эта технология допускает возможность самостоятельно разработать и дополнить игровой материал. Проявив свою фантазию и творчество. Что дает возможность не только развивать ребенка, но и воспитателю самому развиваться и совершенствоваться.
_ Но ведь наборы Фрёбеля очень дорого стоят и что бы их приобрести нужно прилично потратиться.
+ Я так не считаю современные игрушки есть и намного дороже. И если ребенок их поломает то ремонт их то же будет дорого стоить. А наборы Фрёбеля изготовлены из качественного натурального материала – дерева. Этот материал прочный, конструкции можно как ломать так и собирать снова новые.
Игры дают толчок к развитию абстрактного восприятия мира, открывая широкие возможности интеллектуального многообразия и выявляя ценность нешаблонных решений. Благодаря особенностям игр Фребеля, основанным на нахождении сходства различных, мало похожих предметов, дети интуитивно проходят вводный курс по механике искусства и архитектуры, а также получают первичный опыт в качестве творцов и новаторов.
Вывод:
В наборе Фрёбеля больше всего плюсов.
Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фребеля» полностью соответствует с ФГОС ДО. Эстетичен, безопасен в использовании, предназначен для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой. Первый набор предлагается ребенку уже с начала первого года, последующие вводятся позже, по мере готовности ребенка к новым знаниям. Его наборы позволяют познакомить ребенка с первыми азами конструирования. Развивает образное мышление, творческое воображение. Педагог может работать не только по методике, предложенной Фрёбелем, но и вправе проявить свое творчество и фантазию, продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями. Поэтому мы решили включить его в образовательный процесс нашего детского сада.
А сейчас мы хотим предложить вашему вниманию игры с наборами Ф. Фрёбеля.
Воспитатели вместе с гостями проигрывают игры.
Игра «Расскажи сказку»
Цель: Приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений;, используя описательные прилагательные; развитие воображения, мышления, речи. Развивать интонационную выразительность речи, память, мыслительную операцию. Создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции.
Оборудование: наборы №7,8, панно на одном из которых изображен домик, а на другом – лес.
Ход
Предлагается участникам стать сказочниками, создать новых героев и придумать новый, интересный, может быть, неожиданный конец сказки, опираясь на хорошо знакомый сюжет сказки «Колобок». Самостоятельная работа участников.
Рассказ сказки с участниками.
Следующая игра.
«Тайный агент»
Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Оборудование: набор №J1, J2
Ход
Участники и ведущий договариваются об условном значении каждой фигуры. Например, шар-руки вверх, куб-ходьба на месте, цилиндр-приседание и т. д. делятся на две команды или несколько, ведущий дает задание им зашифрованное послание (нанизать на веревочку шары, цилиндры и кубы). Команды должны в соответствии с кодовым обозначением «прочитать» послание, то есть сделать те движения, которые обозначает каждая фигура, столько раз, сколько таких фигур нанизано на веревочке.
Модификация игры:
1. команды шифруют сами задания.
2. Вводятся дополнительные шифры цветом (например, красный-движение надо повторить один раз, зелёный- два и т. д.)
Игра «Фотограф»
Цель: формирование первичных представлений о себе, других людях, развитие социально –коммуникативных способностей, внимательности, память.
Оборудование: Наборы «Дары Фрёбеля» № 7,8,9,10, экран.
Ход. Участникам игры предлагаются на экране четыре карточки с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выложить используя наборы Фрёбеля эмоцию. Сначала в той последовательности как на экране. Затем ведущий дает задания- выложите вторую эмоцию и так далее. Участники рассказывают какую изобразили эмоцию.
Рефлексия:
Мы с вами поиграли, немножечко размялись. И попрошу вас, с помощью рамок показать, какое настроение у вас после сегодняшней встречи: веселое, грустное.
И поделиться с нами вашим настроением, что вы скажите о нашей встречи.