света голобородько
Дидактические игры в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры в работе с детьми с ОВЗ.
Категории детей с ОВЗ:
• Нарушение слуха;
• Нарушение зрения;
• Нарушение речи;
• Нарушение опорно – двигательного аппарата;
• Нарушение интеллекта;
• Нарушение эмоционально – волевой сферы
Как показывает статистика, на сегодняшний день среди общего числа дошкольников с ОВЗ самую значительную группу составляют дети с отклонениями в речевом развитии.
Публикация «Дидактические игры в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Причины нарушений речи многочисленны. Это могут быть или наследственные факторы, или врожденные нарушения, возникающие вследствие повреждения головного мозга во время беременности или патологического течения родов. Заболевания и травмы ребенка в первый год жизни также могут привести к появлению речевых дефектов.
Также речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Работая в логопедической группе, нельзя не заметить, что у детей с ОНР большие сложности с устойчивостью и объемом внимания, памяти. Дети с ОНР быстро устают, они малоактивны, инициативы в общении обычно не проявляют.
Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо скоординированы, скорость и четкость выполнения движения отсутствуют. Движения по словесной инструкции вызывают особое затруднение. Как правило, нарушены все виды моторики – общая, мимическая, мелкая и артикуляционная.
При задержке и недоразвитии речи наблюдается и значительное снижение познавательной деятельности, логических и мыслительных операций. У таких детей наряду с речевыми нарушениями имеются нарушения эмоционально-волевой сферы и поведенческие расстройства.
Поэтому необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится интегрированный и личностно-ориентированный подход к коррекционно-образовательному процессу. Как показывает практика, только работа в тесной взаимосвязи всех специалистов ДОУ дает положительные результаты.
И, конечно, важно помнить, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра, поэтому мы, специалисты, а также воспитатели логопедических групп, активно используем все виды игр в коррекционно-образовательном процессе.
Работа на логопедической группе требует активное изучение, и внедрение в свою деятельность в работе с детьми с ОВЗ здоровье сберегающих технологий. Хотелось бы поделиться дидактическими наработками, которые мы используем в своей работе.
Развитие мелкой моторики - одна из важнейших задач в работе с детьми с нарушениями речи. Учёные доказали, что центры, отвечающие за координацию руки и работу артикуляционного аппарата, занимают наибольшую площадь и находятся в непосредственной близости в коре головного мозга, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем активнее развивается речь ребенка. Для этой цели были изготовлены такие игры как «Помоги Золушке» (сортировка различных видов круп, различные шнуровки, .
«Игры с прищепками» - любимый детьми вид игр на развитие мелкой моторики, логики, мышления, внимания, памяти и познавательного развития в целом.
Тематика игр с прищепками разнообразна «
Данные игры состоят из многогранной плоской панели с необходимыми элементами изображения и соответствующими деталями на прищепках, присоединить которые дети должны в процессе игры. Данное пособие позволяет решить ряд задач в коррекционно-образовательном процессе. Это и систематизация знаний по определенной лексической теме, и развитие психических процессов, и коммуникация, и развитие мелкой моторики, и создание так необходимой для нашей работы благоприятной гармоничной эмоциональной атмосферы.
«Многофункциональный стол» ( наполнитель: разноцветный рис и манка)
Очень любят дети рисовать манкой. На столе рассыпана манная крупа и, используя пальцы рук, можно создавать разнообразные картинки. Игра «Рисуем манкой» положительно сказывается на развитии мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений, мышления, фантазии, воображения, речи детей. К тому же такой вид творчества действует успокаивающе на ребенка.
На занятиях с детьми, имеющими нарушение речи, большое внимание уделяется упражнениям на дыхание. Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, артикуляционный аппарат, способствуют правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
Другие любимые пособия детей – «Футбольное поле», «Лабиринт» изготовлены всевозможные бабочки, листочки, снежинки на ниточках для формирования направленной воздушной струи.
Для мимической моторики были сделаны кубы из шести сторон, на которых показываются фотографии, картинки, рисунки, схематичные изображения различных мимических поз и эмоций.
Эти и множество других решений я и воспитатели речевых групп нашего детского сада используют в своей работе, регулярно обогащая предметно-развивающую среду и способствуя успешной социализации личности каждого ребенка, стимулируя его к учебной деятельности, вызывая интерес и потребность общения, развивая когнитивные процессы и решая главную задачу – развитие речи детей как главного средства коммуникации.