Елена Лукина
Многозначные слова
▼ Скачать + Заказать документы
[b
]Многозначные слова[/b]
Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ему возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников и взрослых людей. Расширение содержания потребностей в общении направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности: на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими, мира природы, предметно-практической и художественной действительности. Новые потребности общения обусловливают потребность и в новых средствах, которые должны помочь реализовать новые цели. Так создаются предпосылки для обогащения лексики ребенка.
Публикация «Многозначные слова» размещена в разделах
Подчёркивая значение лексической работы, необходимо отметить и важность работы над словом как единицей языка, и над многозначностью слов.
В раскрытие многозначности слова, мы показываем детям жизнь самого слова, потому что предметы и явления, которые соответствуют разным значениям слова, могут быть совершенно разными, не связанными или мало связанными друг с другом.
Раскрытие смыслового богатства многозначного слова (а многозначительно большинство слов славянских языков) играет большую роль в формировании точности словоупотребления. Многозначным является слово, имеющее несколько лексических значений (2 и более). Одним и тем же словом могут называться разные предметы, признаки, действия. Многозначные слова бывают среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных. В многозначном слове выделяют прямое (основное) значение слова и переносные (производные) значения. Какое значение является прямым, а какое переносным решается на языковом срезе, а не переводится в область истории языка.
Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместны для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит развитию уровня общей речевой культуры.
При разработке конспектов занятий мы определяем цель: познакомить детей с многозначными словами и ряд задач:
- учить детей выделять предметы, которые обозначают многозначные слова
-упражнять в правильном употреблении многозначных слов в предложении
-развивать мышление, способность к умозаключению
-совершенствовать умение объяснять, почему это слово многозначное и что общего у многозначных слов одной семантической групп.
-развиваем связную речь детей.
Словарь многозначных слов
Ключ
- музыкальный знак
- ключ от дверей
- природный источник воды
- гаечный ключ
Ручка
- шариковая
- дверная
- часть тела (уменьшит-ласкат.)
Звезда
- морская
- небесная
-кремлёвская
- ёлочное украшение
- фигура с треугольными выступами по окружности
Нос
- у человека
- у корабля
- у самолёта
Поля
- у фермеров
- у тетради, у книг, у газет и журналов
- футбольные
- у шляпы
- взлётное
Ножка
- у человека
- у мебели
- у гриба
Иголка
-у кактуса
- у ели, у сосны
-у шприца
- у ежа
Идёт
- дождь
- человек
- снег
- время
Кисть
-винограда
- малярная
- кисть руки
Хвост
-у животных
-у птиц
- у поезда
- у самолёта
- у ракеты
- у кометы
Шляпка
- головной убор
- у гриба
- у гвоздя
Рукав
- у одежды
- у реки
- у шланга
Дворник
- профессия
- устройство на стекле машины
Плитка
- готовить обед
- на стенке
- плитка шоколада
Дорога
- полоса земли, предназначенная для перемещения (асфальтированная дорога)
- место, по которому надо пройти или проехать, путь следования (по дороге к дому)
- путешествие, пребывание в пути (устал с дороги)
- образ действий, направление деятельности (дорога к успеху)