Оксана Иванникова
Дидактические пособия «Математические кармашки», «Звуковые кубики», балансир «Чудо-досочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Математические кармашки»
Возраст: с 4 лет
Материал :
1) 3 кармашка из ткани, соединенных между собой через промежутки;
2) Полоски картона с математическими знаками;
3) Тактильные карточки с изображением цифр 0,1- 9;
4) Наборы разнофактурных мелких предметов;
Публикация «Дидактические пособия „Математические кармашки“, „Звуковые кубики“, балансир „Чудо-досочка“» размещена в разделах
- Балансировочные доски и диски
- Дидактические игры
- Кубики. Игры с кубиками
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель. Формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
- формировать навыки освоения правил счета на основе зрительного и тактильного восприятия предметов (II ступень);
- совершенствовать умение сравнивать 2-3 группы предметов на ощупь и определять их количественное соотношение;
- совершенствовать счетные действия детей с множествами предметов на основе тактильного и зрительного восприятия (III ступень);
- учить детей узнавать цифры 0,1-9, соотносить их с количеством предметов;
- учить решать простые арифметические задачи устно, используя при необходимости мелкие предметы в качестве счетного материала;
- знакомство с математическими знаками «+», «-», «=»;
Упражнения:
1) Определить на ощупь имеющийся в кармашках материал.
2) Определить на ощупь количество предметов в каждом кармашке.
3) Определить количество предметов в каждом кармашке на основе зрительного восприятия.
4) Соотнести количество предметов с цифрой.
5) Определить на ощупь цифру, изображенную на тактильной карточке.
6) С помощью математических знаков на основе зрительных и тактильных ощущений решить математическую задачу.
7) Выполнить действия по словесной инструкции (возьми, положи, соедини, слева, справа).
Обогащение словаря: косточки, камушки, количество, вложить, разложить, посчитать, соединить, отделить, вычесть, один, много.
Безопасность: материал гладкий, не острый, крупный, устойчивый.
Актуальность: обогащение чувственного опыта детей, пополнение представлений о цвете, форме и величине предметов в ходе предметно – игровой деятельности.
Связь с образовательными областями:
• Развитие речи
1) Формировать у детей навыки взаимодействия «ребенок - взрослый», «ребенок - ребенок».
2) Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными в роде, падеже.
3) Обучать элементарным операциям внутреннего программирования высказывания с опорой на реальные действия с предметами на вербальном и невербальном уровнях.
• Познавательное развитие
1) Развивать сенсорно - перцептивную способность, исходя из принципа целесообразности, обучать выделению знакомых объектов из фона на основе зрительного, тактильного, слухового восприятия (представления о себе и об окружающем природном мире).
2) Формировать экологические представления детей, знакомить их с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, восстановительной).
3) Упражнять детей в определении пространственных направлений
• Художественно- эстетическое развитие
1) Совершенствовать систему «взгляд- рука», развивать «опережающий взор» (конструирование из природного материала).
2) Развивать и поддерживать у детей словесное сопровождение практических действий (конструирование, 2 уровень словесной регуляции).
• Коррекционно-развивающая работа
1) Развивать импрессивную речь в процессе определения количества.
2) Учить лексически и грамматически правильному оформлению связных высказываний в процессе решения арифметической задачи.
3) Профилактика нарушений счетной деятельности.
4) Развивать ориентировочные действия детей, формируя у них умение предварительно осматривать, определять на ощупь, называя по образцу и по словесной инструкции педагога количество предметов в окружающей обстановке, игровой ситуации;
5) Развивать понимание речи в процессе выполнения словесных инструкций на основе зрительного и тактильного восприятия ( отвечать на вопрос: «Сколько?»).
6) Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, память;
Многофункциональный балансир «Чудо - досточка»
Возраст: с 5 лет
Материал :
1) Деревянная доска с ограничителями;
2) Основание – часть пластмассовой трубы.
Цель. Улучшение функции вестибулярного аппарата
Задачи:
- формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности;
- формировать навык сохранения равновесия.
- развивать зрительное внимание, двигательной активности.
- развивать навык пространственной движений.
- формирование навыка ориентировки на себе, от себя.
Упражнения:
1) Стоять, удерживая равновесие.
2) Раскачиваться, удерживая равновесие.
3) Раскачиваться, проговаривая слоги (слова, потешки) в определенном ритме.
Обогащение словаря: правая, левая (стороны, держать (равновесие, раскачиваться, стоять, устоять, балансировать.
Безопасность: материал гладкий, крупный, устойчивый.
Актуальность: обогащение чувственного опыта детей, пополнение представлений о возможностях своего тела, развитие основных психических функций и нормализации тонуса мышц.
Связь с образовательными областями:
• Развитие речи
1) Развитие коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи.
2) Обогащение словарного запаса.
3) Формирование первичных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевых сообщений.
4) Формировать у детей навыки взаимодействия «ребенок - взрослый».
5) Уточнять и закреплять значение слов, отражающих пространственные отношения.
6) Закрепление навыков звукослоговой структуры слова.
• Познавательное развитие
1) Упражнять детей в определении пространственных направлений.
2) Совершенствование двигательной сферы детей, обучая выполнению двигательных программ.
• Коррекционно-развивающая работа
1) Снятие психоэмоционального напряжения.
2) Стимуляция речевой и психической активности;
3) Стимуляция речевосприятия и речепроизводства;
4) Формирование навыка звукослоговой структуры слова.
5) Обучение детей контролю над своими действиями.
6) Совершенствование зрительно- двигательной координации.
Дидактическое пособие «Звуковые кубики»
Возраст: с 5 лет
Материал :
1) Кубики красного цвета с отверстием;
2) Твердые кубики синего цвета, издающие глухой звук (шуршание целлофана);
3) Твердые кубики зеленого цвета, издающие звонкий звук (звон бубенчика);
4) Мягкие кубики зеленого цвета, издающие глухой звук (шуршание целлофана);
5) Мягкие кубики синего цвета, издающие звонкий звук (звон бубенчика)
Цель. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Задачи:
- определить последовательность и количество звуков;
- определить место звука в слове, наличие в нем гласных;
-определить глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки;
-формировать навыки звукослоговой структуры слова;
- учить составлять из заданных звуков, слогов;
- совершенствовать навык воспроизведения слов различной слоговой структуры.
Упражнения:
1) Определить на ощупь материал, соотнести с твердым или мягким звуком.
2) Определить на основе слухового восприятия звука в кубике, соотнести его с глухим или звонким звуком.
3) Определить на ощупь наличие отверстия в кубике,соотнести с отсутствием преграды в гласном звуке (подуть на находящийся в отверстии легкий предмет).
4) Выложить звуковой ряд (слог, слово) кубиками в соответствиями с их характеристиками.
5) Определить на схеме (шнурке, ленте) место звука, обозначив его соответствующим кубиком.
6) Определить количество слогов в слове, выложить кубики соответственно слоговой структуре.
Обогащение словаря: мягкий, твердый, звонкий, глухой, преграда, свободный (выдох)
Безопасность: материал мягкий, приятный на ощупь, твердый, но без острых углов.
Актуальность: обогащение чувственного опыта детей в процессе определения отсутствия преграды (в гласном звуке, наличия преграды в согласном; определение звонкости –глухости, твердости-мягкости согласного звука в процессе формирования навыков звукослоговой структуры слова; пополнение представлений о цвете, форме предметов в ходе предметно – игровой деятельности.
Связь с образовательными областями:
• Развитие речи
1) Формирование мотивации к овладению грамотой в школе.
2) Обучение составлению звуковой схемы слога, слова.
3) Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными в роде, падеже.
• Познавательное развитие
1) Развивать сенсорно - перцептивную способность на основе зрительного, тактильного, слухового восприятия (представления о себе и об окружающем природном мире).
2) Совершенствовать счетные действия детей с множествами предметов на основе тактильного, зрительно, слухового восприятия.
3) Совершенствовать зрительно-моторную координацию.
• Художественно- эстетическое развитие
1) Развивать интерес к процессу и результату конструирования.
2) Учить видеть целостную конструкцию, анализировать ее.
Коррекционно-развивающая работа
1) Определить звучание кубика, соотнести с эмоциональным состоянием.
2) Способствовать снятию тревожности, напряжения в процессе выполнения упражнений с элементами развития зрительно-моторной координации.
3) Выделение звука в процессе автоматизации, дифференциации звуков в речи